Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 августа 2018 г.
  4. № 35 (6656) (29.08.2018)
Общество

Великолепием своим затмивший время

29 августа 2018
Роскошный особняк, впитавший в себя множество архитектурных стилей, сменил немало хозяев, но сохранил в себе шарм старой Москвы

В одном из советских фильмов начала 70-х годов есть такой эпизод: маленькая девочка вместе со своей старшей знакомой впервые попадает из спального района в самый центр столицы и задаёт вопрос: «А почему здесь Москва какая-то другая?»

Безусловно, время не стоит на месте и застройка исторического ядра города действительно понемногу меняется. Впрочем, если побродить по московским улицам и переулочкам, то ещё можно найти остатки былой роскоши дореволюционной России. Например, вот тут, в Леонтьевском.

На рубеже XVII–XVIII веков местность между Тверской и Большой Никитской улицами из поселения торговцев и ремесленников становится вполне аристократическим районом. Называвшийся прежде Шереметевским (по фамилии обитавшего здесь боярина и оружничего П.В. Шереметева) переулок переименовали в Леонтьевский, теперь уже в честь нового главного домовладельца генерал-аншефа М.И. Леонтьева.

А в 1938–1994 годах – это улица Станиславского: театральный режиссёр, создатель популярной во всём мире актёрской системы долгое время жил в данном переулке.

Мы же тем временем подходим к особняку под современным № 4. Даже не к особняку – к роскошному дворцу, стоящему торцом к переулку. Это главный корпус бывшей усадьбы князей Мещерских, построенный в середине XVIII столетия.

Современные свои очертания дворец приобрёл после войны 1812 года, когда участком стала владеть семья Волковых: Николай Аполлонович, гвардии полковник, и Екатерина Андреевна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Здание не слишком пострадало от великого московского пожара, и в основе своей было сохранено, однако талантом зодчего Афанасия Григорьева облеклось в ампирные «одежды». В частности, появились портик с колоннадой и лоджия, украшенная барельефами на античные сюжеты. А на части, выходящей в Леонтьевский переулок, отображена тема «Трёх граций», одной из ранних картин Рафаэля. Витые лестницы и лепные потолки стали знаковыми элементами интерьера.

В таком виде дом достался (1858) следующей владелице – графине Аграфене Фёдоровне Закревской, супруге генерал-губернатора Москвы графа Арсения Андреевича Закревского, печально известного самодурством, превышением власти и подозрением ко всем инакомыслящим. Сама Закревская слыла некогда первой петербургской красавицей, наречённой А.С. Пушкиным «медной Венерой», «остроумной, болезненной и страстной особой, которая доводит меня до бешенства, хотя я и люблю её всем сердцем». Москвичам же графиня запомнилась исключительною добротой.

Закревский по должности имел казённую квартиру в Губернаторском доме на Тверской, владение же в Леонтьевском сдавалось внаём. Лишь после отставки он поселился тут окончательно.

По кончине графа и отъезде вслед за тем графини за границу здание какой-то период пустовало, пока в 1880 году его не купил «меховой король» Павел Сорокоумовский. Прославился он тем, что выиграл подряд на изготовление мантий к церемонии коронации Николая II, а затем – участием в реставрации одной из главных реликвий империи, шапки Мономаха. Сорокоумовские успешно торговали «русскими соболями» по всей Европе и в Америке.

А дом в Леонтьевском обрёл ещё большую пышность – руку к этому приложил знаменитый архитектор А.С. Каминский, один из предтеч московского модерна. Со стороны двора пристраивается помещение для домовой церкви, позже превращённое в парадную столовую. Такими же пышными становятся и интерьеры – с замысловатыми венецианскими люстрами и зеркалами. Кроме того, Сорокоумовские, подобно большинству именитых купцов той эпохи, увлекались живописью: стены украшали полотна В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана.

Нельзя не упомянуть, что, когда в марте 1909-го торговая компания «Павел Сорокоумовский с сыновьями» отмечала своё столетие, особняк стал средоточием светской жизни города. Великолепие приёмов и количество гостей затмили собою всё, что раньше видели сии стены.

В советские времена дом-дворец также переходил из рук в руки. Чего здесь только не было: и Московский коммунальный музей, и Центральный Дом работников просвещения, и редакция «Учительской газеты». Только в 1950-м строение отдали в ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД СССР, и год спустя сюда въехало посольство Греции.

Впрочем, как и любой другой старинной постройке, бывшему особняку Волковых–Сорокоумовских со временем понадобилась реставрация. Она и была осуществлена несколько лет назад ГлавУпДК в рамках программы восстановления находящихся в его ведении объектов культурного наследия.

Прежде всего необходимо было тщательно укрепить фундамент и стены, в том числе провести антигрибковую и противосолевую обработку кирпичной кладки, а также гидроизоляцию подвала.

Довольно большой объём работ был выполнен по металлическим и деревянным конструкциям перекрытий, чердаку и кровле.

Перед тем как приступить к фасадам, реставраторы внимательно изучили образцы отделочных материалов и установили, что к тому моменту на фасадах имелось четыре разновременных штукатурных раствора с покрасками. Все стены тщательно промыли, зачеканили; трещины инъектировали полимерным раствором; вычинили разрушенную кирпичную кладку в зоне венчающего карниза и возле входа на восточной стороне здания. Произвели полную замену металлического покрытия выступающих фасадных элементов.

В общем и целом при наружной реставрации ориентировались на сохранение композиции и архитектурно-художественного оформления всех фасадов на первую четверть XIX века (период владения усадьбой Е.А. Волковой). Именно в таком ключе были отреставрированы элементы лепного декора (среди них многофигурное панно и медальон с факелом на дворовом фасаде), тянутые карнизы и руст, членения оконных переплётов, белокаменный и штукатурный цоколи.   

Что касается интерьеров, то здесь точкой отсчёта взяли период последней четверти XIX века. Принятые проектом решения основывались на сохранении и воссоздании облика парадных залов, убранством которых занимался архитектор А.С. Каминский.

«В числе осуществлённых тут реставрационных работ следует отметить: реставрацию парадной лестницы с окружающим её пространством (стены и купол светового фонаря). Затем – восстановление полов (мраморных на первом этаже и паркетных на втором), потолков – например, в зале № 5, где воссоздана плафонная роспись в технике «гризайль»», – рассказал главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов.

Реставрации также подверглись рамы встроенных зеркал и лепных межоконных панелей в Розовой гостиной, керамическая облицовка каминов в помещениях второго этажа, оригинальные двери. Стены местами покрашены или оклеены новыми обоями.

Таким образом, стараниями ГлавУпДК, у бывшего владения Волковых–Сорокоумовских существенно повысились статус и эксплуатационные качества, что, в частности, было высоко оценено столичным мэром Сергеем Собяниным, назвавшим восстановленный особняк «изюминкой» Москвы.

Его по-прежнему арендует греческое посольство.

Александр Алиев

Тэги: Алиев Александр
Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS