Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 апреля 2017 г.
  4. № 15 (6594) (19.04.2017)

Великолепная четвёрка

Выпуск 8 (27)

19 апреля 2017
Драматурга Александра Демахина школа не отпустила

На уроке они и собеседники, и чтецы, и актёры


Олег Парамонов. Михаил Нянковский. Александр Демахин. Александр Шагалов. Что объединяет этих прекрасных, известных всей стране педагогов? Все они не просто школьные словесники, но ещё и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России». Собственно, именно этот конкурс дал мощнейший толчок для их творческого взлёта.


Их всех нужно смотреть и слушать (и это, к счастью, возможно благодаря интернету). Но особенно, наверное, это относится к Олегу Парамонову. В 1993 году словесник из брянской школы покорил и жюри конкурса, и коллег своим артистизмом – так, как он читает Маяковского, Ахматову, Мандельштама, Пастернака, не всякий мхатовец прочтёт. Страстно, артистично, предельно выразительно. Его особое мастерство подпитывает то, что Парамонов и сам поэт (его стихи были опубликованы в «ЛГ», № 21, 2015). Причём с редким даром писать экспромтом, что он щедро демонстрирует практически на каждом педагогическом форуме.

Сегодня Олег Геннадьевич – заслуженный учитель России, профессор кафедры русской литературы XX века Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Со своими феерическими мастер-классами Олег Парамонов побывал во многих регионах России, а ещё в Японии, США, Англии, Германии. Некоторые записи его лекций (с непременным чтением стихов) о великих русских поэтах и писателях выложены в интернете (http://www.videoresursy.ru/demo/paramonov/1/3-1.html), и словесникам там многое можно почерпнуть.

– Знакомство с такими личностями (пусть и виртуальное), участие в конкурсе «Учитель года» позволили (хотя и не без сомнений) поверить в себя, – признаётся сейчас Михаил Нянковский.

Тогда, в 1994-м, словесник из Ярославля высказал парадоксальную для многих мысль, что воспитывать литературой лучше через смех или катарсис, а не через назидание или внушение. И обязательно при этом используя инструменты анализа художественного текста. Нужно научить детей понимать литературу, дать ключи к смыслу произведения. Это позволяет пробудить гармонию в самом ученике.

После «Учителя года» круг общения талантливого учителя невероятно расширился, он и сам познакомился с интересными людьми, и объездил едва ли не пол-России, как и каждый из его коллег-победителей. Кроме того, у Нянковского появилась возможность писать, а точнее печататься. Появились статьи в газете, главы в учебнике, методические книги, а потом и художественные. В 2000 году Михаил Александрович поменял профессию (правда, ещё семь лет совмещал новую работу с преподаванием в школе), став директором издательства. Разумеется, издаёт он просветительскую литературу. И по-прежнему остаётся в педагогике – как член общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка, член жюри областного и всероссийского конкурсов «Учитель года», жюри Всероссийской олимпиады по литературе (и прочая-прочая-прочая)...

В 2012 году Александр Демахин ещё раз доказал, что школьный учитель может быть больше, чем просто педагогом. К своим 27 годам он успел окончить Литинститут (собственно, это первое его образование), стал драматургом, получившим молодёжную премию «Триумф», и пошёл учиться режиссуре (сейчас Демахин уже окончил ГИТИС, поставил множество спектаклей как со школьниками и студентами, так и с профес­сиональными актёрами).

Почему из театра пришёл в школу? Потому что именно его родная школа – гимназия имени И.Б. Ольбинского в подмосковном Сергиевом Посаде – дала начальный толчок, в ней он впервые начал писать и играть на сцене. В его школе была и остаётся редкая атмосфера творческого самовыражения, и неудивительно, что она его не отпустила. Демахин пришёл сначала вести факультативы, а потом стал учителем МХК. А ещё он режиссёр собственного и школьного театра, арт-директор арт-кафе «Вишнёвый сад» в Сергиевом Посаде, а с недавнего времени ещё и руководитель социально-просветительского отдела легендарного БДТ в Санкт-Петербурге. Живёт на два города, но школу упорно не бросает.

В прошлом году «Хрустальный пеликан» снова был вручён филологу, на сей раз из Армавира – Александру Шагалову. На церемонии награждения, которую многие видели в репортажах центральных телеканалов, 26-летний педагог поразил пронзительным чтением пушкинского «Пророка». Чувствовалось, что это и его личный, интимный манифест. Вообще для Шагалова литература, в первую очередь русская, – живая. Отсюда, наверное, и увлечение аудиозаписями, на которых писатели читают свои авторские тексты. Александр Михайлович коллекционирует записи и затем использует их на уроке.

– Это помогает создать живой образ писателя, – говорит Шагалов. – Для школьников это может быть настоящим открытием.

Например, все ли знают, что у Сергея Есенина, с его ангельской внешностью, был низкий, мрачный по тембру голос, а у Анны Ахматовой довольно высокий? Вот вам и разрыв шаблона.

У армавирского словесника есть несбыточная мечта, точнее несколько. Он хотел бы услышать голос Марины Цветаевой (представьте, записей крупнейшего поэта ХХ века нет!) и Пушкина с Гоголем...

Интересно, что Александр Михайлович практически перевоплощается в изучаемых писателей, прекрасно воспроизводя неповторимую интонацию Чуковского или Маяковского. И опять-таки Шагалов сам пишет стихи (их можно прочесть на его сайте и в «ЛГ», № 41, 2016), но так строго к себе относится, что пока книгу не издал…

Елена Рыжая


Тэги: Школа Учитель
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

    23.03.2022
  • Опасения реальны

    06.10.2021
  • Урок классика

    12.09.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Школа для будущих звезд

    09.04.2021
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Распни учителя

    68 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS