На уроке они и собеседники, и чтецы, и актёры
Олег Парамонов. Михаил Нянковский. Александр Демахин. Александр Шагалов. Что объединяет этих прекрасных, известных всей стране педагогов? Все они не просто школьные словесники, но ещё и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России». Собственно, именно этот конкурс дал мощнейший толчок для их творческого взлёта.
Их всех нужно смотреть и слушать (и это, к счастью, возможно благодаря интернету). Но особенно, наверное, это относится к Олегу Парамонову. В 1993 году словесник из брянской школы покорил и жюри конкурса, и коллег своим артистизмом – так, как он читает Маяковского, Ахматову, Мандельштама, Пастернака, не всякий мхатовец прочтёт. Страстно, артистично, предельно выразительно. Его особое мастерство подпитывает то, что Парамонов и сам поэт (его стихи были опубликованы в «ЛГ», № 21, 2015). Причём с редким даром писать экспромтом, что он щедро демонстрирует практически на каждом педагогическом форуме.
Сегодня Олег Геннадьевич – заслуженный учитель России, профессор кафедры русской литературы XX века Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Со своими феерическими мастер-классами Олег Парамонов побывал во многих регионах России, а ещё в Японии, США, Англии, Германии. Некоторые записи его лекций (с непременным чтением стихов) о великих русских поэтах и писателях выложены в интернете (http://www.videoresursy.ru/demo/paramonov/1/3-1.html), и словесникам там многое можно почерпнуть.
– Знакомство с такими личностями (пусть и виртуальное), участие в конкурсе «Учитель года» позволили (хотя и не без сомнений) поверить в себя, – признаётся сейчас Михаил Нянковский.
Тогда, в 1994-м, словесник из Ярославля высказал парадоксальную для многих мысль, что воспитывать литературой лучше через смех или катарсис, а не через назидание или внушение. И обязательно при этом используя инструменты анализа художественного текста. Нужно научить детей понимать литературу, дать ключи к смыслу произведения. Это позволяет пробудить гармонию в самом ученике.
После «Учителя года» круг общения талантливого учителя невероятно расширился, он и сам познакомился с интересными людьми, и объездил едва ли не пол-России, как и каждый из его коллег-победителей. Кроме того, у Нянковского появилась возможность писать, а точнее печататься. Появились статьи в газете, главы в учебнике, методические книги, а потом и художественные. В 2000 году Михаил Александрович поменял профессию (правда, ещё семь лет совмещал новую работу с преподаванием в школе), став директором издательства. Разумеется, издаёт он просветительскую литературу. И по-прежнему остаётся в педагогике – как член общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка, член жюри областного и всероссийского конкурсов «Учитель года», жюри Всероссийской олимпиады по литературе (и прочая-прочая-прочая)...
В 2012 году Александр Демахин ещё раз доказал, что школьный учитель может быть больше, чем просто педагогом. К своим 27 годам он успел окончить Литинститут (собственно, это первое его образование), стал драматургом, получившим молодёжную премию «Триумф», и пошёл учиться режиссуре (сейчас Демахин уже окончил ГИТИС, поставил множество спектаклей как со школьниками и студентами, так и с профессиональными актёрами).
Почему из театра пришёл в школу? Потому что именно его родная школа – гимназия имени И.Б. Ольбинского в подмосковном Сергиевом Посаде – дала начальный толчок, в ней он впервые начал писать и играть на сцене. В его школе была и остаётся редкая атмосфера творческого самовыражения, и неудивительно, что она его не отпустила. Демахин пришёл сначала вести факультативы, а потом стал учителем МХК. А ещё он режиссёр собственного и школьного театра, арт-директор арт-кафе «Вишнёвый сад» в Сергиевом Посаде, а с недавнего времени ещё и руководитель социально-просветительского отдела легендарного БДТ в Санкт-Петербурге. Живёт на два города, но школу упорно не бросает.
В прошлом году «Хрустальный пеликан» снова был вручён филологу, на сей раз из Армавира – Александру Шагалову. На церемонии награждения, которую многие видели в репортажах центральных телеканалов, 26-летний педагог поразил пронзительным чтением пушкинского «Пророка». Чувствовалось, что это и его личный, интимный манифест. Вообще для Шагалова литература, в первую очередь русская, – живая. Отсюда, наверное, и увлечение аудиозаписями, на которых писатели читают свои авторские тексты. Александр Михайлович коллекционирует записи и затем использует их на уроке.
– Это помогает создать живой образ писателя, – говорит Шагалов. – Для школьников это может быть настоящим открытием.
Например, все ли знают, что у Сергея Есенина, с его ангельской внешностью, был низкий, мрачный по тембру голос, а у Анны Ахматовой довольно высокий? Вот вам и разрыв шаблона.
У армавирского словесника есть несбыточная мечта, точнее несколько. Он хотел бы услышать голос Марины Цветаевой (представьте, записей крупнейшего поэта ХХ века нет!) и Пушкина с Гоголем...
Интересно, что Александр Михайлович практически перевоплощается в изучаемых писателей, прекрасно воспроизводя неповторимую интонацию Чуковского или Маяковского. И опять-таки Шагалов сам пишет стихи (их можно прочесть на его сайте и в «ЛГ», № 41, 2016), но так строго к себе относится, что пока книгу не издал…
Елена Рыжая