«Они способны изменить мир – те люди, которые занимаются музыкой, – считает народный артист СССР и Башкортостана Владимир Спиваков. – Они немножко другие, потому что в музыке нет агрессии, а есть любовь».
Сам маэстро Спиваков – лучшее доказательство истины этих слов. Артист мира, добра и любви! И не случайно атмосфера конкурса, который носит его имя, отличается удивительным позитивом, согласием и радостью – радостью, воспетой Шиллером и Бетховеном.
Столица Башкортостана принимала III Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова. Место проведения выбрано также не случайно: Уфа – родной город Владимира Теодоровича. Как сказал перед началом награждения лауреатов и.о. руководителя администрации главы Республики Башкортостан Урал Кильсенбаев: «Мы гордимся своими земляками, которые к нам возвращаются – возвращаются вот так!» Он также зачитал приветственное слово от главы республики Радия Хабирова, оказавшего конкурсу неоценимую поддержку.
Кстати, что бы ни говорилось в последнее время, но культура однозначно нуждается в государственной поддержке. Наглядный пример – конкурс скрипачей в Уфе.
«Я благодарен Радию Фаритовичу Хабирову, а также Правительству и Министерству культуры республики за поддержку этого молодого, но важного проекта. – В искренности слов маэстро Спивакова сомневаться не приходится. – Более миллиона человек в эти дни посетили Башкортостан благодаря техническому прогрессу».
И за это отдельная благодарность заслуженному артисту Башкортостана Артуру Назиуллину, возглавлявшему дирекцию конкурса. В его ведении находилась не только блестящая организация мероприятия, но и те самые достижения технического прогресса: три тура творческого соревнования, а также церемония награждения и гала-концерт лауреатов транслировались буквально на весь мир, вызывая живейший интерес (более миллиона просмотров!), что доказывает международную значимость этого музыкального события.
Масштабы конкурса действительно впечатляют. На участие в нём поступило 300 заявок из 12 стран. В I тур были отобраны 12 музыкантов в возрасте от 16 до 24 лет из России, Германии, Южной Кореи, Японии и Бразилии. К сожалению, не все участники смогли приехать в Уфу из-за продолжающейся пандемии; в итоге соревновались в мастерстве только 10 скрипачей.
Даже для членов высокого жюри коронавирусные ограничения стали проблемой. Так, профессор Венского университета музыки Борис Кушнир работал на конкурсе онлайн. Зато международный эксперт и реставратор Джули Рид-Йебол (США) и главный приглашённый дирижёр Венского камерного оркестра, президент фонда Международного конкурса им. Йегуди Менухина Дзёдзи Хаттори (Япония, Австрия), а также председатель жюри выдающийся скрипач Михаил Копельман (США) преодолели все «территориальные» преграды.
«Великолепные музыканты и честные судьи». Это ёмкая и точная характеристика музыкального соревнования, уникальное отличие которого в том, что победа в нём измеряется не денежными призами. Победители получают в вечное пользование скрипки, изготовленные лучшими мастерами мира. В этом году лауреат I премии стал обладателем инструмента работы итальянского мастера Джузеппе Педраццини (1918), а лауреатам II и III премий были вручены скрипки работы Николя Коссена (Нёшато, 1860–1870) и Игоря Улицкого (Москва, 2019).
Скрипки, а не деньги! Простите за пафос – это так символично и значимо сегодня.
Но великие инструменты становятся таковыми лишь в руках у настоящих музыкантов. И лауреаты III Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова доказали, что, несмотря на молодость, они – настоящие! И такие разные!
22-летней Джевон Ви (Южная Корея), лауреату III премии, во время конкурса выпало нелёгкое испытание первой предстать перед судьями, открыть творческое соревнование. Она прекрасно справилась; она опытный исполнитель: в 11 лет уже дебютировала с сольным концертом. Внешний облик хрупкой нежной девушки сочетается с аристократической серьёзностью и внутренней силой. На гала-концерте Джевон Ви исполняла Вариации на ирландскую песню «Последняя роза лета» для скрипки соло Генриха Вильгельма Эрнста – произведение не просто сложнейшее технически, но с глубоким философским подтекстом, – явно подчиняя эмоции разуму.
Можно сказать, «работала на контрасте» с лауреатом II премии.
24-летняя Чиса Китагава (Япония), начавшая свой путь в музыку в 3 года, т.е. фактически всю жизнь не расстававшаяся со скрипкой, имеет за плечами абсолютные победы в восьми международных конкурсах. Для своего триумфального завершения нынешнего конкурса она выбрала Вариации на оригинальную тему для скрипки и фортепиано Генрика Венявского и продемонстрировала виолончельную глубину звучания, проникновенную нежность, песенность, танцевальность, даже юмор. Это было так «по-спиваковски»! Настоящий эмоциональный фейерверк!
И – победитель! 21-летний Элиас Дэвид Монкадо (Германия). В возрасте 4 лет он начал заниматься на скрипке, а в 6 лет уже завоевал I приз на немецком национальном конкурсе академической музыки «Jugend Musiziert». В двенадцать лет юный скрипач немецко-испанско-малазийского происхождения дебютировал в Берлинской филармонии с Немецким камерным оркестром Берлина, а в пятнадцать – впервые выступал на гастролях в США. Но не будем больше говорить о его победах и достижениях. Всё сказала музыка!
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Чайковского Элиас Дэвид Монкадо уже исполнял на III туре в сопровождении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан при участии солистов Национального филармонического оркестра России под управлением Михаила Гертса (Эстония). Но до чего же свежо, ярко и первозданно прозвучало это произведение на гала-концерте под управлением Владимира Спивакова!
Лёгкость невероятная! Пело где-то внутри. Да! Неудержимо хотелось подпеть скрипке. Вот оно – душа поёт!
«Сегодня я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнём вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что всё написанное мною сегодня будет иметь свойство западать в сердце», – писал Чайковский во время работы над Концертом.
Писал, словно уже слышал именно это исполнение, несущее весеннее обновление и надежду.
Надежда. Это слово можно считать лейтмотивом конкурса Владимира Спивакова. И в символическом, и в прямом смысле.
Гвидо Сант Анна, 16-летний скрипач из Бразилии, – один из тех, кто не смог принять участие в конкурсе из-за коронавируса. Но он блестяще прошёл отборочный тур и удостоился специальной премии от Благотворительного фонда им. Мустая Карима.
Удивительно переплетаются судьбы! Народный поэт, прозаик и драматург Мустай Карим родился в Уфе (в следующем году будет широко отмечаться его столетие). А ныне Фонд его имени в лице директора, дочери Мустая Карима Альфии Каримовой учредил премию «Надежда» для перспективных молодых скрипачей, не ставших победителями, но ярко заявивших о себе на конкурсе Владимира Спивакова. Кстати, её получили ещё два участника: Мари Хеллинг (Германия) и Александра Вайссбеккер (Россия, Казань).
С надеждой на счастливое творческое будущее уезжали с конкурса также и Арсения Сибилева и Юлия Смирнова (обе из России), обладательницы специальной премии от самого маэстро Спивакова.
Но и это ещё не всё. Мы не случайно обращали внимание на то, в каком возрасте победители начинали свою творческую карьеру. Конкурс Владимира Спивакова перешагнул границы сугубо музыкальной жизни. Уже первые конкурсы, прошедшие в Уфе в 2016 и 2018 годах, дали неожиданный, но такой закономерный результат. Министр культуры Башкортостана Амина Шафикова отметила, что «после них количество поступающих в школы искусств выросло на 120 процентов».
Вот оно, лекарство от «пандемии бездуховности»!
Передадим же завершающее слово вдохновителю молодых музыкантов – артисту мира Владимиру Спивакову: «Главное достижение нашего конкурса не в том, что мы поддерживаем юных талантливых людей, а то, что 7,5 тысячи детей из Башкортостана пришли в музыкальные школы. Я думаю, что все дети должны заниматься музыкой (В 2014 году в Салавате открылась Музыкальная школа юных талантов имени Владимира Спивакова. – М.З.). И мир станет лучше».