Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 декабря 2021 г.
  4. № 50 (6813) (15.12.2021)
Искусство Культура

Великолепные исполнители и честные судьи

В Уфе прошёл III Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова

15 декабря 2021
Владимир Спиваков с лауреатами конкурса и министром культуры РБ Аминой Шафиковой

«Они способны изменить мир – те люди, которые занимаются музыкой, – считает народный артист СССР и Башкортостана Владимир Спиваков. – Они немножко другие, потому что в музыке нет агрессии, а есть любовь».

 

Сам маэстро Спиваков – лучшее доказательство истины этих слов. Артист мира, добра и любви! И не случайно атмосфера конкурса, который носит его имя, отличается удивительным позитивом, согласием и радостью – радостью, воспетой Шиллером и Бетховеном.

Столица Башкортостана принимала III Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова. Место проведения выбрано также не случайно: Уфа – родной город Владимира Теодоровича. Как сказал перед началом награждения лауреатов и.о. руководителя администрации главы Республики Башкортостан Урал Кильсенбаев: «Мы гордимся своими земляками, которые к нам возвращаются – возвращаются вот так!» Он также зачитал приветственное слово от главы республики Радия Хабирова, оказавшего конкурсу неоценимую поддержку.

Кстати, что бы ни говорилось в последнее время, но культура однозначно нуждается в государственной поддержке. Наглядный пример – конкурс скрипачей в Уфе.

«Я благодарен Радию Фаритовичу Хабирову, а также Правительству и Министерству культуры республики за поддержку этого молодого, но важного проекта. – В искренности слов маэстро Спивакова сомневаться не приходится. – Более миллиона человек в эти дни посетили Башкортостан благодаря техническому прогрессу».

И за это отдельная благодарность заслуженному артисту Башкортостана Артуру Назиуллину, возглавлявшему дирекцию конкурса. В его ведении находилась не только блестящая организация мероприятия, но и те самые достижения технического прогресса: три тура творческого соревнования, а также церемония награждения и гала-концерт лауреатов транслировались буквально на весь мир, вызывая живейший интерес (более миллиона просмотров!), что доказывает международную значимость этого музыкального события.

Масштабы конкурса действительно впечатляют. На участие в нём поступило 300 заявок из 12 стран. В I тур были отобраны 12 музыкантов в возрасте от 16 до 24 лет из России, Германии, Южной Кореи, Японии и Бразилии. К сожалению, не все участники смогли приехать в Уфу из-за продолжающейся пандемии; в итоге соревновались в мастерстве только 10 скрипачей.

Даже для членов высокого жюри коронавирусные ограничения стали проблемой. Так, профессор Венского университета музыки Борис Кушнир работал на конкурсе онлайн. Зато международный эксперт и реставратор Джули Рид-Йебол (США) и главный приглашённый дирижёр Венского камерного оркестра, президент фонда Международного конкурса им. Йегуди Менухина Дзёдзи Хаттори (Япония, Австрия), а также председатель жюри выдающийся скрипач Михаил Копельман (США) преодолели все «территориальные» преграды.

«Великолепные музыканты и честные судьи». Это ёмкая и точная характеристика музыкального соревнования, уникальное отличие которого в том, что победа в нём измеряется не денежными призами. Победители получают в вечное пользование скрипки, изготовленные лучшими мастерами мира. В этом году лауреат I премии стал обладателем инструмента работы итальянского мастера Джузеппе Педраццини (1918), а лауреатам II и III премий были вручены скрипки работы Николя Коссена (Нёшато, 1860–1870) и Игоря Улицкого (Москва, 2019).

Скрипки, а не деньги! Простите за пафос – это так символично и значимо сегодня.

Но великие инструменты становятся таковыми лишь в руках у настоящих музыкантов. И лауреаты III Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова доказали, что, несмотря на молодость, они – настоящие! И такие разные!

22-летней Джевон Ви (Южная Корея), лауреату III премии, во время конкурса выпало нелёгкое испытание первой предстать перед судьями, открыть творческое соревнование. Она прекрасно справилась; она опытный исполнитель: в 11 лет уже дебютировала с сольным концертом. Внешний облик хрупкой нежной девушки сочетается с аристократической серьёзностью и внутренней силой. На гала-концерте Джевон Ви исполняла Вариации на ирландскую песню «Последняя роза лета» для скрипки соло Генриха Вильгельма Эрнста – произведение не просто сложнейшее технически, но с глубоким философским подтекстом, – явно подчиняя эмоции разуму.

Можно сказать, «работала на контрасте» с лауреатом II премии.

24-летняя Чиса Китагава (Япония), начавшая свой путь в музыку в 3 года, т.е. фактически всю жизнь не расстававшаяся со скрипкой, имеет за плечами абсолютные победы в восьми международных конкурсах. Для своего триумфального завершения нынешнего конкурса она выбрала Вариации на оригинальную тему для скрипки и фортепиано Генрика Венявского и продемонстрировала виолончельную глубину звучания, проникновенную нежность, песенность, танцевальность, даже юмор. Это было так «по-спиваковски»! Настоящий эмоциональный фейерверк!

И – победитель! 21-летний Элиас Дэвид Монкадо (Германия). В возрасте 4 лет он начал заниматься на скрипке, а в 6 лет уже завоевал I приз на немецком национальном конкурсе академической музыки «Jugend Musiziert». В двенадцать лет юный скрипач немецко-испанско-малазийского происхождения дебютировал в Берлинской филармонии с Немецким камерным оркестром Берлина, а в пятнадцать – впервые выступал на гастролях в США. Но не будем больше говорить о его победах и достижениях. Всё сказала музыка!

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Чайковского Элиас Дэвид Монкадо уже исполнял на III туре в сопровождении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан при участии солистов Национального филармонического оркестра России под управлением Михаила Гертса (Эстония). Но до чего же свежо, ярко и первозданно прозвучало это произведение на гала-концерте под управлением Владимира Спивакова!

Лёгкость невероятная! Пело где-то внутри. Да! Неудержимо хотелось подпеть скрипке. Вот оно – душа поёт!

«Сегодня я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнём вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что всё написанное мною сегодня будет иметь свойство западать в сердце», – писал Чайковский во время работы над Концертом.

Писал, словно уже слышал именно это исполнение, несущее весеннее обновление и надежду.

Надежда. Это слово можно считать лейтмотивом конкурса Владимира Спивакова. И в символическом, и в прямом смысле.

Гвидо Сант Анна, 16-летний скрипач из Бразилии, – один из тех, кто не смог принять участие в конкурсе из-за коронавируса. Но он блестяще прошёл отборочный тур и удостоился специальной премии от Благотворительного фонда им. Мустая Карима.

Удивительно переплетаются судьбы! Народный поэт, прозаик и драматург Мустай Карим родился в Уфе (в следующем году будет широко отмечаться его столетие). А ныне Фонд его имени в лице директора, дочери Мустая Карима Альфии Каримовой учредил премию «Надежда» для перспективных молодых скрипачей, не ставших победителями, но ярко заявивших о себе на конкурсе Владимира Спивакова. Кстати, её получили ещё два участника: Мари Хеллинг (Германия) и Александра Вайссбеккер (Россия, Казань).

С надеждой на счастливое творческое будущее уезжали с конкурса также и Арсения Сибилева и Юлия Смирнова (обе из России), обладательницы специальной премии от самого маэстро Спивакова.

Но и это ещё не всё. Мы не случайно обращали внимание на то, в каком возрасте победители начинали свою творческую карьеру. Конкурс Владимира Спивакова перешагнул границы сугубо музыкальной жизни. Уже первые конкурсы, прошедшие в Уфе в 2016 и 2018 годах, дали неожиданный, но такой закономерный результат. Министр культуры Башкортостана Амина Шафикова отметила, что «после них количество поступающих в школы искусств выросло на 120 процентов».

Вот оно, лекарство от «пандемии бездуховности»!

Передадим же завершающее слово вдохновителю молодых музыкантов – артисту мира Владимиру Спивакову: «Главное достижение нашего конкурса не в том, что мы поддерживаем юных талантливых людей, а то, что 7,5 тысячи детей из Башкортостана пришли в музыкальные школы. Я думаю, что все дети должны заниматься музыкой (В 2014 году в Салавате открылась Музыкальная школа юных талантов имени Владимира Спивакова. – М.З.). И мир станет лучше».

 

Тэги: Мария Залесская Владимир Спиваков
Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Слово – Дело

    07.09.2022
  • Мастер-класс длиною в столетие

    08.06.2022
  • Перекличка памяти

    18.05.2022
  • Гармония противоположностей

    30.03.2022
  • Назад в будущее

    16.03.2022
  • Композитор нашего времени

    22 голосов
  • Гаврилиным спасаясь…

    19 голосов
  • Слова и музыка Сергея Прокофьева

    17 голосов
  • Аккомпанировать самой жизни

    15 голосов
  • Толстой был бы доволен, или

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS