В Новосибирске открывается Второй Международный конкурс пианистов памяти французской пианистки Веры Лотар-Шевченко.
В конкурсных программах – Юношеской и Основной – на этот раз будут участвовать двадцать пять пианистов, представляющих известные музыкальные школы России, ближнего и дальнего зарубежья. Жюри возглавил народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Овчинников. Новосибирский конкурс привлекает всё большее внимание российских консерваторий не только своей демократичностью, но и довольно сложными программами. Побаиваясь столичных музыкальных турниров, многие молодые таланты вначале стараются заявить себя здесь. Оргкомитет конкурса всячески эти желания поддерживает. Впервые в Новосибирск приедут исполнители из США, Великобритании, Китая, Беларуси.
Судьба Веры Августовны беспримерна – никому не удавалось возвратиться в музыку из обстоятельств, что выпали на её долю. Слушая её много лет, я пытался понять, как ей это удалось. Внешне совсем не героического вида, она обнаружила редкую силу духа. Человеческое достоинство, которое в её представлении было теснейшим образом связано с музыкой, позволило ей не затеряться в страшных сталинских лагерях, где как раз это качество вызывало особую ненависть и желание расправиться.
Она не любила вспоминать это время. Но, вероятно, трагический выпад судьбы оставил какие-то важные уроки о человеке. Она чрезвычайно дорожила доверием людей в лагере, всегда их помнила, билеты в первый ряд на столичных концертах предназначались для них… Гости её дома, скорее всего, невольно сравнивались с теми, кому обязана была жизнью. Поэтому многие бывали у неё один раз. Она умела без объяснений дать понять, что приходить не следует. И никто на объяснениях не настаивал. Она не захотела возвратиться на родину, во Францию, только потому, что считала подобный шаг предательством по отношению к своим лагерным товарищам. Думаю, что обстоятельства жизни многое определяли в выборе музыкальных программ, которыми она делилась с нами. И надо было слышать нечто большее в давно уже известном сочинении. Те, кто слышал, и становились её верными друзьями. Их всегда было немного. Но какие люди!
О некоторых я уже рассказывал на страницах «ЛГ». Появляются новые имена. Только стало известно о первом конкурсе, как я получил письмо из Кургана от Наталии Богдановны Кругловой. Много лет она руководила музыкальной редакцией местного телевидения. Найти музыкального редактора её кругозора, её компетентности и подлинного профессионализма и в те времена, а особенно в нынешние, – просто фантастика. Она, уже не занимаясь телевидением, по-прежнему живёт в этой культуре. Да ещё как активно! Только благодаря ей мы стали обладателями не известных ранее фотографий Лотар-Шевченко (публикуемая сегодня только что ею прислана) и бесценных писем из многолетней их переписки. Такие были редактора: они умели дружить с выдающимися музыкантами, поддерживать в трудные дни, восхищаться талантом и быть верными до конца.
Музыкальная культура рукотворна, и создают её не только громкие исполнительские имена, но и скромные, высокой профессиональной выучки и подлинной преданности музыке люди, подобные Наталии Богдановне Кругловой или композитору Юрию Васильевичу Николаеву, о котором мы, к сожалению, мало знаем. Вечер его памяти прошёл в Государственном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. И познакомил приглашённых с оригинальными и очень интересными сочинениями композитора, а главное – с просветительской его деятельностью. Выступали на вечере ученики – просто, скромно, трогательно и очень впечатляюще: Юрий Васильевич, как теперь понятно, не зря тратил на них время. Осталось впечатление благородной, достойной жизни, музыку которой ещё предстоит оценить и понять.
Надеюсь, предстоящий конкурс памяти Веры Лотар-Шевченко назовёт новые имена пусть и молодых, но подлинных служителей музыки. Конкурс состоится благодаря поддержке Фонда первого президента России Б.Н. Ельцина.
В столице тем временем два события вызвали большой интерес. У замечательных австрийских пианистов появилась неплохая традиция прощаться со сценой в Москве. Сначала приехал Пауль Бадура-Скода. До сих пор жалко, что играл не в консерватории, а вот теперь в предчувствии собственного восьмидесятилетия в БЗК прощался с российскими слушателями Альфред Брендль. Ученик знаменитого Эдвина Фишера. Пианист, не любящий небрежного отношения к сочинениям композиторов и всяких исполнительских «вольностей», но считающий, что «произведение само за себя не скажет, если исполнитель не проявит своей личности»… В справедливости замечания можно не сомневаться, слушая в его исполнении Гайдна и Шуберта. Исключительная прозрачность возраста и опыта. Дивное мастерство. Два этих имени интересовали его всю жизнь. И итог этих раздумий вызывает восхищение.
В зале Чайковского пела народная артистка России, солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Редкий подарок московским поклонникам певицы. Бородина обладает исключительным голосом, и, как мне кажется, с годами открываются всё новые и новые его возможности. Исполнялись романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Поэзия, может быть, и не самая лучшая, музыка и голос находились в редком взаимопонимании, но голосу я бы всё-таки отдал предпочтение: такое богатство интонаций, такая удивительная выразительность. Ольга Владимировна, что заметно, не пытается поразить публику пышностью нарядов, как некоторые оперные дивы. Очень скромна. Ничто не мешает взору и слуху. Да и зачем наряды при таком-то голосе! Пусть он звучит как можно дольше…