Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Вера Лотар:продолжение истории

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

Юрий ДАНИЛИН

В Новосибирске открывается Второй Международный конкурс пианистов памяти французской пианистки Веры Лотар-Шевченко.

В конкурсных программах – Юношеской и Основной – на этот раз будут участвовать двадцать пять пианистов, представляющих известные музыкальные школы России, ближнего и дальнего зарубежья. Жюри возглавил народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Овчинников. Новосибирский конкурс привлекает всё большее внимание российских консерваторий не только своей демократичностью, но и довольно сложными программами. Побаиваясь столичных музыкальных турниров, многие молодые таланты вначале стараются заявить себя здесь. Оргкомитет конкурса всячески эти желания поддерживает. Впервые в Новосибирск приедут исполнители из США, Великобритании, Китая, Беларуси.

Судьба Веры Августовны беспримерна – никому не удавалось возвратиться в музыку из обстоятельств, что выпали на её долю. Слушая её много лет, я пытался понять, как ей это удалось. Внешне совсем не героического вида, она обнаружила редкую силу духа. Человеческое достоинство, которое в её представлении было теснейшим образом связано с музыкой, позволило ей не затеряться в страшных сталинских лагерях, где как раз это качество вызывало особую ненависть и желание расправиться.

Вера Лотар-Шевченко;Из архива Наталии КРУГЛОВОЙОна не любила вспоминать это время. Но, вероятно, трагический выпад судьбы оставил какие-то важные уроки о человеке. Она чрезвычайно дорожила доверием людей в лагере, всегда их помнила, билеты в первый ряд на столичных концертах предназначались для них… Гости её дома, скорее всего, невольно сравнивались с теми, кому обязана была жизнью. Поэтому многие бывали у неё один раз. Она умела без объяснений дать понять, что приходить не следует. И никто на объяснениях не настаивал. Она не захотела возвратиться на родину, во Францию, только потому, что считала подобный шаг предательством по отношению к своим лагерным товарищам. Думаю, что обстоятельства жизни многое определяли в выборе музыкальных программ, которыми она делилась с нами. И надо было слышать нечто большее в давно уже известном сочинении. Те, кто слышал, и становились её верными друзьями. Их всегда было немного. Но какие люди!

О некоторых я уже рассказывал на страницах «ЛГ». Появляются новые имена. Только стало известно о первом конкурсе, как я получил письмо из Кургана от Наталии Богдановны Кругловой. Много лет она руководила музыкальной редакцией местного телевидения. Найти музыкального редактора её кругозора, её компетентности и подлинного профессионализма и в те времена, а особенно в нынешние, – просто фантастика. Она, уже не занимаясь телевидением, по-прежнему живёт в этой культуре. Да ещё как активно! Только благодаря ей мы стали обладателями не известных ранее фотографий Лотар-Шевченко (публикуемая сегодня только что ею прислана) и бесценных писем из многолетней их переписки. Такие были редактора: они умели дружить с выдающимися музыкантами, поддерживать в трудные дни, восхищаться талантом и быть верными до конца.

Музыкальная культура рукотворна, и создают её не только громкие исполнительские имена, но и скромные, высокой профессиональной выучки и подлинной преданности музыке люди, подобные Наталии Богдановне Кругловой или композитору Юрию Васильевичу Николаеву, о котором мы, к сожалению, мало знаем. Вечер его памяти прошёл в Государственном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. И познакомил приглашённых с оригинальными и очень интересными сочинениями композитора, а главное – с просветительской его деятельностью. Выступали на вечере ученики – просто, скромно, трогательно и очень впечатляюще: Юрий Васильевич, как теперь понятно, не зря тратил на них время. Осталось впечатление благородной, достойной жизни, музыку которой ещё предстоит оценить и понять.

Надеюсь, предстоящий конкурс памяти Веры Лотар-Шевченко назовёт новые имена пусть и молодых, но подлинных служителей музыки. Конкурс состоится благодаря поддержке Фонда первого президента России Б.Н. Ельцина.

В столице тем временем два события вызвали большой интерес. У замечательных австрийских пианистов появилась неплохая традиция прощаться со сценой в Москве. Сначала приехал Пауль Бадура-Скода. До сих пор жалко, что играл не в консерватории, а вот теперь в предчувствии собственного восьмидесятилетия в БЗК прощался с российскими слушателями Альфред Брендль. Ученик знаменитого Эдвина Фишера. Пианист, не любящий небрежного отношения к сочинениям композиторов и всяких исполнительских «вольностей», но считающий, что «произведение само за себя не скажет, если исполнитель не проявит своей личности»… В справедливости замечания можно не сомневаться, слушая в его исполнении Гайдна и Шуберта. Исключительная прозрачность возраста и опыта. Дивное мастерство. Два этих имени интересовали его всю жизнь. И итог этих раздумий вызывает восхищение.

В зале Чайковского пела народная артистка России, солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Редкий подарок московским поклонникам певицы. Бородина обладает исключительным голосом, и, как мне кажется, с годами открываются всё новые и новые его возможности. Исполнялись романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Поэзия, может быть, и не самая лучшая, музыка и голос находились в редком взаимопонимании, но голосу я бы всё-таки отдал предпочтение: такое богатство интонаций, такая удивительная выразительность. Ольга Владимировна, что заметно, не пытается поразить публику пышностью нарядов, как некоторые оперные дивы. Очень скромна. Ничто не мешает взору и слуху. Да и зачем наряды при таком-то голосе! Пусть он звучит как можно дольше…

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS