Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 августа 2018 г.

Вера в одиночество

21 августа 2018

Человек рождается один и умирает один. Но краткий миг между этими событиями он не может проживать в одиночестве. Почему же кто-то считает себя вправе отнимать у него этот дар?

 

«История одиночества» Джона Бойна – как раз об этом. Главный герой – католический священник Одран Йетс, повествующий о своей жизни. Несмотря на то, что отец Йетс – центральный персонаж книги, основной сюжет завязывается не столько вокруг него, сколько на втором плане: автор отсылает нас к истории Тома Кардла, сокурсника Одрана по семинарии и его друга. Кардл, насильно отправленный в семинарию отцом и неприспособленный к стезе священника, подстраивает себя под навязанные ему ценности. В итоге личность Кардла подвергается деформации его обвиняют в домогательствах к детям.

 

Основные события в книге приходятся на 90-е – начало 2000-х годов. В это время в Ирландии разгорался Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, в ходе которого журналисты газеты The New York Times обнаружили ряд случаев сексуального насилия над детьми в возрасте от 3 до 14 лет. Затронуты были не только ирландские священники, но и высокие чины Ватикана. Их обвиняли в сокрытии известных им фактов насилия и попытке выгородить церковь как институт путем запугивания жертв и психологического давления на них. Пресса не пощадила даже Папу, что ранее было немыслимо и означало оскорбить самого Бога. Ирландский «кризис веры» всколыхнул общественность по всему миру. Но спустя какое-то время католикам удалось вернуть существенную часть былого влияния.

 

В «Истории одиночества» рассматривается не история одного конкретного человека, а системная проблема. Автор не ставит себе задачей показать Кардла монстром, скорее наоборот. Юноша, в детстве сам подвергавшийся насилию, хотел стать счастливым хотя бы во взрослой жизни. Но ему навязали совсем другую модель поведения: католическая церковь забрала у него все то, что делает человека человеком. И главное – лишила его свободы воли. Стоит ли искаженная идея человеческих страданий? И не пора ли пересмотреть средневековые взгляды на значимость этой организации?

 

Эти вопросы задает себе и нам Джон Бойн – авторитетный ирландский автор, наиболее известный по роману «Мальчик в полосатой пижаме» про дружбу сына высокопоставленного нацистского чиновника и еврейского мальчика из концлагеря.  Его произведения обычно обладают двойным смыслом, несмотря на кажущуюся простоту. «История одиночества» – не исключение. Легкий слог, незатейливые предложения, лишенные витиеватости, простые переживания главного героя – все это обманчиво и маскирует глубокий и жесткий смысл.

 

Несмотря на сложность и неоднозначность темы роман совершенно корректен: ни одной сцены насилия или вызывающего отвращение диалога. Бойн не преследует цели шокировать читателя, его задача – заставить человека задуматься и сделать свои собственные выводы. Нельзя сказать, что автор выступает против церкви. Своего героя Отца Йетса он делает приспособленным к роли священника, вкладывая в его уста фразу «я чувствую себя на своем месте». Более того, осуждая церковь в этом вопросе, Бойн призывает читателей не относиться предвзято ко всем представителям духовенства, ведь многие действительно видят свое призвание в служении Богу и, главное, людям. Но вместе с тем, книгой подчеркивается вся тяжесть такой доли: даже Йетс пытался избежать жизни «настоящего» священника, находя радость в работе школьного учителя.

 

Бойн построил свой текст на основе рассказов некоторых представителей дублинского духовенства, о чем он пишет в послесловии к книге, подчеркивая, что «признателен им за открытость и готовность честно говорить о растлении детей, что годами замалчивалось». И действительно, пока кто-либо, будь то человек, организация или государство, будет замалчивать ужасную правду в интересах сохранения своей власти и влияния, общество не сможет стать по-настоящему современным и комфортным для жизни. До тех пор, пока человек не научится думать, а не слепо следовать за поводырем, этим будут пользоваться в своих интересах те, кто сломал уже множество жизней. 

«История одиночества» – книга, серьезного воздействующая на читателя. Она служит предостережением обществу в каждой стране мира. Постеры с рекламой романа не висели в витринах каждого книжного магазина, но ведь мы знаем: хороший товар не всегда нуждается в рекламе, и иногда лучшая реклама – попытка оставить что-либо без внимания.

 

Лада Баснина

 

 

Тэги: Критика Лада Баснина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Второстепенные или главные?

    08.12.2021
  • Любовь в аду и ревизия рая

    16.11.2021
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
  • Алиса из Зазеркалья

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS