Человек рождается один и умирает один. Но краткий миг между этими событиями он не может проживать в одиночестве. Почему же кто-то считает себя вправе отнимать у него этот дар?
«История одиночества» Джона Бойна – как раз об этом. Главный герой – католический священник Одран Йетс, повествующий о своей жизни. Несмотря на то, что отец Йетс – центральный персонаж книги, основной сюжет завязывается не столько вокруг него, сколько на втором плане: автор отсылает нас к истории Тома Кардла, сокурсника Одрана по семинарии и его друга. Кардл, насильно отправленный в семинарию отцом и неприспособленный к стезе священника, подстраивает себя под навязанные ему ценности. В итоге личность Кардла подвергается деформации его обвиняют в домогательствах к детям.
Основные события в книге приходятся на 90-е – начало 2000-х годов. В это время в Ирландии разгорался Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, в ходе которого журналисты газеты The New York Times обнаружили ряд случаев сексуального насилия над детьми в возрасте от 3 до 14 лет. Затронуты были не только ирландские священники, но и высокие чины Ватикана. Их обвиняли в сокрытии известных им фактов насилия и попытке выгородить церковь как институт путем запугивания жертв и психологического давления на них. Пресса не пощадила даже Папу, что ранее было немыслимо и означало оскорбить самого Бога. Ирландский «кризис веры» всколыхнул общественность по всему миру. Но спустя какое-то время католикам удалось вернуть существенную часть былого влияния.
В «Истории одиночества» рассматривается не история одного конкретного человека, а системная проблема. Автор не ставит себе задачей показать Кардла монстром, скорее наоборот. Юноша, в детстве сам подвергавшийся насилию, хотел стать счастливым хотя бы во взрослой жизни. Но ему навязали совсем другую модель поведения: католическая церковь забрала у него все то, что делает человека человеком. И главное – лишила его свободы воли. Стоит ли искаженная идея человеческих страданий? И не пора ли пересмотреть средневековые взгляды на значимость этой организации?
Эти вопросы задает себе и нам Джон Бойн – авторитетный ирландский автор, наиболее известный по роману «Мальчик в полосатой пижаме» про дружбу сына высокопоставленного нацистского чиновника и еврейского мальчика из концлагеря. Его произведения обычно обладают двойным смыслом, несмотря на кажущуюся простоту. «История одиночества» – не исключение. Легкий слог, незатейливые предложения, лишенные витиеватости, простые переживания главного героя – все это обманчиво и маскирует глубокий и жесткий смысл.
Несмотря на сложность и неоднозначность темы роман совершенно корректен: ни одной сцены насилия или вызывающего отвращение диалога. Бойн не преследует цели шокировать читателя, его задача – заставить человека задуматься и сделать свои собственные выводы. Нельзя сказать, что автор выступает против церкви. Своего героя Отца Йетса он делает приспособленным к роли священника, вкладывая в его уста фразу «я чувствую себя на своем месте». Более того, осуждая церковь в этом вопросе, Бойн призывает читателей не относиться предвзято ко всем представителям духовенства, ведь многие действительно видят свое призвание в служении Богу и, главное, людям. Но вместе с тем, книгой подчеркивается вся тяжесть такой доли: даже Йетс пытался избежать жизни «настоящего» священника, находя радость в работе школьного учителя.
Бойн построил свой текст на основе рассказов некоторых представителей дублинского духовенства, о чем он пишет в послесловии к книге, подчеркивая, что «признателен им за открытость и готовность честно говорить о растлении детей, что годами замалчивалось». И действительно, пока кто-либо, будь то человек, организация или государство, будет замалчивать ужасную правду в интересах сохранения своей власти и влияния, общество не сможет стать по-настоящему современным и комфортным для жизни. До тех пор, пока человек не научится думать, а не слепо следовать за поводырем, этим будут пользоваться в своих интересах те, кто сломал уже множество жизней.
«История одиночества» – книга, серьезного воздействующая на читателя. Она служит предостережением обществу в каждой стране мира. Постеры с рекламой романа не висели в витринах каждого книжного магазина, но ведь мы знаем: хороший товар не всегда нуждается в рекламе, и иногда лучшая реклама – попытка оставить что-либо без внимания.
Лада Баснина