Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2021 г.
Литература Библиосфера

Вереница человечков

Большая и малая проза Ксении Букши

19 января 2021

Ксения Букша с пользой провела странный и страшный 2020-й: была номинирована на «Большую книгу» и «Ясную Поляну» за роман «Чуров и Чурбанов», в предд верии праздников выпустила новую книгу – рождественский роман «Адвент». На фоне глобальных потрясений прошлого года Ксении Букше удалось проявить не только писательский, но и пророческий талант. В «Чурове и Чурбанове» она тонко улавливает предапокалиптический ветер перемен: предрекает гибель старому миру и предлагает новых героев – сильных, смелых, добрых, благородных.

Чуров и Чурбанов именно такие, но со скрытой пассионарностью. Один – детский кардиолог, увалень и добряк, другой – коммерсант, циник и немного чурбан. Герои вместе учились в школе и в мединституте, но потом разминулись в жизни. Чуров и Чурбанов не дружат, но с детства ощущают необъяснимую связь. Всё потому, что их сердца бьются в унисон.

Согласно фантастическому допущению существует экспериментальная медицинская технология, при помощи которой можно «подключить» людей с кардиологическими заболеваниями к ритму синхронной пары и полностью излечить. Казалось бы, отличная новость, но есть одно «но». Если один из синхронов умирает, умирает и вся группа «подключённых» больных. Выход есть – синхронная пара должна умереть одномоментно, тогда сердечный ритм не собьётся и все пациенты выживут. Финал по-голливудски зрелищный: такие разные Чуров и Чурбанов в едином порыве самопожертвования спешат на помощь больным детям сквозь снежную бурю. Богатыри, не мы.

Чуров и Чурбанов – двойники, несмотря на подчёркнутые различия в свойствах характера и образе жизни. Они движутся по линии жизни, сталкиваясь через равноритмические промежутки, чтобы окончательно соединиться в точке смерти.

Ритмизированность прозы Букши проистекает, конечно, из её поэтического бэкграунда. Сердцебиение – повторяющийся мотив, который задаёт ритм и отмеряет вехи в чуровско-чурбановской реальности. Музыкальное развёртывание сюжета происходит при помощи сердечного бита, который разделяет роман на три условные части: в первой главе – «Чёрное сердце» – намечается связь между героями-двойниками, в серединной – «Сердце нормально» – появляется известие о возможности синхронизации сердечного ритма, и решение принести искупительную жертву созревает в главе «С лёгким сердцем». Текст обильно декорирован сердечной символикой: пульс отсчитывает время человеческой жизни, сердце города заводится от стука тестомешалки хлебозавода (отсылка к блокадной истории Петербурга), хорошие книжки нужно читать с сердцем. Не сердечная недостаточность, а – избыточность.

В атмосфере романа содержится множество примесей: из мрачного реализма и героического пафоса, иронии и наивности, чернухи и сентиментальности готовится этот авторский коктейль. Иллюстрирует атмосферу эпизод в декорациях питерской коммуналки о лежачей бабушке Чурова. Школьник Чуров не жалеет бабку, но жалеет мать, поэтому шьёт подгузники из брезента на уроках труда. Важная деталь – бабушка молчит: «Мать в комнате орала на бабку, зачем опять обосралась и хоть бы полслова». В маленькой приписке «хоть бы полслова» отзывается безмолвно-невыразимый ужас, что-то от андреевского «Молчания».

«Повышенная сюжетность», как в «Чурове и Чурбанове», – нехарактерное свойство текстов Букши. Это особенно заметно, если сравнивать новую книгу с предыдущей. Рассказы сборника «Открывается внутрь» объединены общей деталью – триста шестой маршруткой. Согласно оглавлению триста шестая отправляется с остановки «Детдом», следует до «Дурдома» и завершает маршрут на «Конечной».

В первой части сборника действие происходит в детском доме. Приём почти запрещённый, но автору удаётся избежать жалостливого тона. Детдомовец – особая сущность. Без собственности, без воспитания, без примесей прошлого, он идеальный объект для исследования. В ходе наблюдения обнаруживаются не только предсказуемые травмы-отказы, но и мистические тайны: например, к менеджеру по рекламе каждую весну приходит двойник. Так внутри детдома открывается филиал дурдома. Отвергнутые дети становятся взрослыми и теперь уже сами отвергают окружающую действительность. Так, профессор математики Лев Наумович («Ключ внутри») отказывается выходить из квартиры и впускать реальность в свой идеальный математический мир…

Если герои «Чурова и Чурбанова» хоть и несколько идеализированные, но всё же «реальные», то герои «Открывается внутрь» вовсе пребывают в трансцендентности. Доступ в запредельное им обеспечивает сумасшествие: один до смерти тоскует по бывшей возлюбленной, другой видит безобидных чёрных человечков – «чувачков», третий испытывает страсть к стервозным женщинам с большой грудью и ненавидит помидоры. Часть о душевнобольных заканчивается почти толстовской сентенцией: «Здоровье у всех разное, а вот безумие на всех одно». Одна на всех и смерть, которая неизменно встречает на конечной остановке триста шестой маршрутки.

Персонажи рассказов сборника неявно связаны: каждый чей-то одноклассник, сосед, пациент. На периферии кадрарассказа то и дело попадается участник другого кадра-рассказа: так взгляд случайно выхватывает из толпы знакомое лицо. К примеру, соседка по больничной палате героини рассказа «Авангардная. Вера и Варя» в другом эпизоде продаёт мороженое в электричке, узнать её можно по шрамам на запястье. А можно и не узнать, это тоже ничего. Букша вглядывается в людей, ситуации, вещи и делится наблюдениями с попутчиками, если они внимательно слушают.

Драматические на первый взгляд различия в художественном мире сборника несущественны. Мнимая разобщённость как будто бы чужих друг другу людей на самом деле общность: все они просто люди. Брошенные и уязвимые, они одновременно похожи на усреднённого «маленького человека» и хипстера с прилипшим к рукам айфоном («Роман поколения» – подзаголовок сборника). Ксения Букша выводит наблюдателя из собственной единоличности и обозначает невидимые связи между людьми: «Мы возьмёмся за руки, мы уйдём в тень, но уйдём вместе, цепочкой, вереницей человечков». Авторская концепция по-своему оптимистична: пусть мы все идём к смерти, но идём-то вместе.

Тэги: Ксения Букша
Обсудить в группе Telegram

Дарья Месропова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бессилие музыки

    08.12.2021
  • Сердечная самодостаточность

    15.07.2020
  • На триста шестой маршрутке

    17.04.2019
  • Много шума и ничего

    28.02.2018
  • Дом без фундамента

    12.11.2014
  • Сердечная самодостаточность

    14 голосов
  • Дом без фундамента

    6 голосов
  • Много шума и ничего

    5 голосов
  • На триста шестой маршрутке

    4 голосов
  • Бессилие музыки

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS