1000-й номер журнала «Театральная жизнь»
Мы от всей души поздравляем наших коллег – главного редактора «ТЖ» Олега Пивоварова, всю его команду и читателей журнала с этим событием. 1000-й номер для них не просто красивое круглое число, это рубеж, достичь которого было очень и очень непросто. Все цунами, землетрясения и извержения вулканов, колебавших устои отечественного театра, немедленно отражались и на страницах журнала, и на его судьбе. Выходивший в былые времена дважды в месяц 50-тысячными тиражами, сегодня он появляется раз в квартал в гораздо более скромном количестве экземпляров, к великому огорчению всех тех, для кого русский театр не является абстрактным отвлечённым понятием.
Бытие «Театральной жизни» могло бы складываться относительно беспроблемно, если бы те, кто его создаёт, поддались «скромному обаянию» рыночной экономики. А что? Времена нынче такие, что каждый выживает как умеет. Разве нельзя было приодеть журнал погламурнее, картинок там поярче подобрать, пикантных подробностей из жизни театральных звёзд поднасобирать, прибавить парочку горячих «репортажей» со скандальных премьер – и готово! На такое чтиво и «меценаты» найдутся, и в «читателях» недостатка, увы, не будет. Но это, как говорится, была бы уже совсем другая история. И посреди разгула гедонистической брутальности (или брутального гедонизма, уж кому как милее) само существование «ТЖ» в самом нелёгком для изданий, посвящённых искусству, формате служит неопровержимым доказательством старой поговорки о том, что золото может быть и не блестящим, но от этого оно не перестаёт быть золотом.
Тысячный номер «ТЖ», как и все его предшественники, рассчитан на читателя не просто думающего, а неравнодушного к тому, чем живёт сегодня наш театр. Юбилею А.П. Чехова посвящено сразу несколько статей о том, как время испытывает на прочность его драматургию и его героев: чеховиана 2000-х годов представляет собой явление весьма и весьма противоречивое. Под пристальным вниманием критиков – премьера спектакля «Последний срок» по повести Валентина Распутина в Иркутском академическом драматическом театре им. Н. Охлопкова. Ректор легендарного Щепкинского училища Борис Любимов анализирует причины повального увлечения адаптацией классики под сегодняшний день. Художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский с присущим ему чувством юмора рассказывает о том, с чем едят государственные театры. Собственно, перечислять все материалы номера едва ли имеет смысл: «Театральную жизнь» надо читать, а не пересказывать.
Перевернув последнюю страницу, ловишь себя на том, что хочется позволить себе роскошь помечтать, что наступят такие времена, когда «ТЖ» снова будет выходить два раза в месяц (иначе задача отобрать для номера всё самое важное и интересное становится практически невыполнимой), что в день выхода её можно будет купить в каждом киоске от Москвы до Владивостока и что тиража хватит на всех заинтересованных лиц. Собственно, именно этого мы нашим друзьям и коллегам из «Театральной жизни» и желаем!