ПОЛЕМИКА: ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ?
Статьёй писателя Андрея Столярова и подборкой читательских писем, опубликованных в 11-м номере, «ЛГ» начала разговор о том, почему именно сейчас мы оказались «на развилке взаимоисключающих иллюзий». О мнимом благополучии, образ которого нам навязывают СМИ. И о стыдной для нашего времени бедности большинства россиян. О беззаконных обогащениях бесчестных людей и правовой незащищённости работающего человека. Об этом в № 14 размышляли политолог Юрий Крупнов и писатель Александр Мелихов. Сегодня мы продолжаем тему. Ждём вашего участия в дискуссии по электронным адресам: gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru, nomir@lgz.ru
Требования рабочих пока ограничиваются этим призывом
Андрей Столяров в темпераментной статье «Что с нами происходит?» (№ 11 «ЛГ») очень искренне задавал МОИ вопросы. Подозреваю, что это вообще вопросы подавляющего большинства ещё хоть как-то думающего о будущем населения страны. Если отвечать на заданные вопросы никто не пожелает, то рано или поздно это придётся сделать нам. Детям нашим. Внукам. К тому и идёт.
ТОРЖЕСТВО РАЗОРИТЕЛЕЙ
Юрий Крупнов в статье «Имитация с деградацией» («ЛГ», № 14) предложил свой рецепт: общинность русской цивилизации плюс список будущих достижений, включая – «стать мировым лидером».
В рецепт «общинности» мне трудно поверить. После распада СССР все «хаты» на Руси – «с краю», и каждый умирает в одиночку. Когда в Воронеже продали общежития вместе с людьми частникам и те стали откровенно выживать бедолаг в бомжи, то на митинги-пикеты выходило всего лишь сто человек из семи тысяч жильцов. Остальные – за стариков, за женщин и детей своих – не вышли! И прохожие не присоединялись, а ругали вышедших за то, что мешают транспорту.
О мировом лидерстве… За прошлый год население Воронежской области сократилось на сто с лишним тысяч человек (власть местная утверждает, что тысяч тридцать, вряд ли больше). И каждый год с карты области исчезают десятки населённых пунктов. Село умирает, зарплата средняя – 2530 рублей, и есть хозяйства, в которых платят меньше тысячи.
А городские трудящиеся не то что за «лидерство», за жизнь-то уже не борются. Воронеж, например, сегодня можно считать столицей «чёрных рейдеров» – в 2006 году число банкротств, осуществлённых этими рейдерами с целью передела собственности, превысило тысячу.
И в Питере тоже бастуют... фото:ИТАР-ТАСС И уже сейчас в арбитраже лежит около двух тысяч исков тех же рейдеров – в ожидании разрешения на «законный грабёж». Рабочие же с тех самых, искусственно обанкроченных предприятий МЕСЯЦАМИ, ГОДАМИ НЕ ПОЛУЧАЮТ НИКАКИХ ДЕНЕГ!
И помочь работягам в рамках созданного в стране «чиновничьего капитализма» некому. С банкрота спрос невелик: денег на зарплату нет, и когда будут, неизвестно. А у власти борьба с рейдерами почему-то стопорится. Почему? Ещё одна немудрёная «загадка» нашего времени. Некоторые местные депутаты публично и не раз называли «разгадку»: именно большие чиновники в коммерческом обличье своих семейных фирм и есть главные рейдеры.
Хотя власть местная всё же клеймит таинственных захватчиков такими вот словами: «Возросшую активность рейдеров вице-губернатор Клейменов назвал одной из самых серьёзных проблем… Деятельность «чёрных рейдеров» была отнесена губернатором к категории серьёзных преступлений».
А директор департамента Торгово-промышленной палаты РФ Николай Гетман объяснил без обиняков, что рейдерство в России выгоднее наркоторговли; прибыль рейдеров составляет до 1000%.
Понятное дело, такую ложку чиновники-бизнесмены мимо рта не пронесут.
КРИМИНАЛЬНЫЙ ЗАХВАТ
Год назад почти две тысячи рабочих Воронежского экскаваторного завода (ВЭКС) остановили работу из-за долгов по зарплате. Часть из них объявила голодовку.
Из письма бастующих «во все инстанции»:
«…Вот уже два месяца наш коллектив ведёт неравную борьбу с наглой бандой, захватившей предприятие и ведущей его к ликвидации. На стороне негодяев закон, на нашей стороне – правда. Борьба идёт нелегко: аресты активистов, уголовные дела, попытки увольнения и давления.
Но и мы не сдавались: блокировали проходную, перекрывали городские магистрали, выставляли пикеты у арбитражного суда и обладминистрации, объявляли массовые голодовки. Сотни репортажей выходили о ситуации на заводе в газетах, на радио и телевидении. К решению нашей проблемы подключились представитель президента в ЦФО и депутаты, прокуратура…
И только затеплилась надежда, мы узнаём, что не менее трёх фирм готовы забрать находящийся «в таком плачевном состоянии» завод себе… Проще говоря, видя раненого и загнанного в западню зверя, на беду слетелась стая стервятников-падальщиков… Мы ответим жёсткими акциями народного неповиновения!
В апреле рабочие ВЭКС дважды получили «живые» деньги. Правда, из 32 миллионов долга погашено всего лишь шесть. Но голодовку остановили.
Весь год арбитражные дела ВЭКС бродили по судам, инстанциям, прокуратурам и проч. Но отбить его у рейдеров не удалось. Поэтому и лозунг голодающих стал более реалистичным: «Верните нам долги по зарплате, и мы уволимся».
В декабре прошлого года председатель стачкома предприятия Виктор Швырёв сообщил, что все оставшиеся 1083 рабочих получили уведомление об увольнении в связи с признанием завода банкротом и прекращением на нём производства. Цель рейдеров, фактически поддержанных обладминистрацией, можно считать достигнутой.
А 26 февраля 2007 года Генпрокуратура РФ объявила об усилении борьбы с криминальными захватами предприятий. На бедах ВЭКС это тоже никак не отразилось.
Параллельно с ВЭКС рейдеры терзают и другие заводы. В феврале Воронежский мехзавод (ВМЗ), крупнейшее в регионе оборонное предприятие, исключён из числа стратегически важных предприятий. А в марте арбитражный суд принял иск ООО «СМУ» о введении процедуры банкротства на механическом заводе. Повод – долг с 2005 года и пеня в восемь миллионов рублей. Учредитель «СМУ» – супруга бывшего замгендиректора ВМЗ по строительству.
ХРОНИКА ЧЕРНОЗЁМНЫХ ЗАБАСТОВОК
В сентябре 2004-го работники МУП «Воронежгорсвет» объявили забастовку из-за трёхмесячной невыплаты им зарплат. Уличного освещения по вечерам в городе не стало. Председатель профкома узнал о забастовке последним и участвовать в ней отказался. Наоборот, грозил забастовщикам, что на них в суд подадут.
25 октября 2004 года от Аграрного университета в центр Воронежа отправилась пешком колонна преподавателей. По пути к ним присоединились коллеги из педуниверситета, Лесотехнической академии, городских школ и детсадов. Из 1708 школ и детсадов области в забастовке участвовали около 800, а также четыре вуза.
На центральной площади собрались педагоги из райцентров, сёл и деревень. Требование одно: денег. Ещё в 2002-м московский Центр уровня жизни подсчитал: чтобы не падать на работе в голодные обмороки, учитель в Воронеже должен получать в месяц около 8,5 тысячи рублей. А получает в пять раз меньше. И почти не падает... Ставка начинающего педагога или воспитателя – 1220 руб. в месяц; помощник воспитателя – 600–700 руб. в месяц, специалист высшей категории (14-й разряд) – 2020 рублей.
2005 год. В Липецкой области мать пятерых детей из-за долга по зарплате «заминировала» работодателей. Позвонила со своего домашнего телефона в РОВД и сказала, что в подвале крупнейшего в городе предприятия заложена бомба. Там всех эвакуировали, УВД и ФСБ долго искали бомбу, но не нашли. А 50-летнюю «террористку» нашли. Оказалось, она работает на этом предприятии и два месяца, как и многие рабочие, не получала зарплату. А у неё пятеро детей и муж-инвалид. Должны ей около 8 тысяч рублей, а штраф за «террористический» звонок – от 20 до 50 тысяч.
В ноябре того же года массовый митинг устроили в Воронеже рабочие мехзавода. Сотни рабочих собрались перед заводоуправлением, несмотря на то что предприятие режимное и забастовки-митинги на нём запрещены законом. А банкротить законно?!
В октябре 2005-го работники локомотивного депо станции Лиски объявили бессрочную голодовку – с требованием повышения зарплаты и выплаты сверхурочных.
В мае прошлого года у здания обладминистрации прошёл пикет рабочих с шинного завода «Амтел-Черноземье». К увольнению приговорили 1,5 тысячи работников.
На днях вице-губернатор Воронежской области Вячеслав Клейменов рассказал на пресс-конференции о ситуации в местной промышленности. На шинном (ОАО «Амтел-Черноземье») опять грядут сокращения. Первая волна прошла здесь в начале года – около 900 человек. Ждут вторую. На заводе «ВЭЛТ-Кинескоп» провалился проект «Союзный телевизор», не выдержав конкуренции с импортом. Ждём кадровой «оптимизации».
Никто и не вспоминает уже о некогда могучих воронежских предприятиях, разграбленных дотла: НПО «Электроника», космическое НПО «Энергия», крупнейший в Европе алюминиевый завод, от которого осталась одна проходная…
А в остальном, товарищи рабочие, всё хорошо, всё хорошо. К этому «хорошо» и привёл меня писатель Александр Мелихов (статья «Спасительные грёзы!» – «ЛГ», № 14) посредством теории относительности материальных благ и призыва к СМИ создавать «ПОДСЛАЩ›ННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СРЕДУ» во избежание социального взрыва. В смысле, ребята, давайте жить дружно – и всё наладится. Пусть старушки в деревнях возлюбят председателя своего и орду сельхозначальников, пусть рабочие возлюбят рейдеров своих, аки себя самих, и пусть нянечка из провинциального детсада, получив 800 рублей зарплаты своей, изо всех душевных сил болеет за «Челси» Абрамовича.
И такая наступит благодать! И тишина.
Мёртвая тишина.
Статьёй писателя Андрея Столярова и подборкой читательских писем, опубликованных в 11-м номере, «ЛГ» начала разговор о том, почему именно сейчас мы оказались «на развилке взаимоисключающих иллюзий». О мнимом благополучии, образ которого нам навязывают СМИ. И о стыдной для нашего времени бедности большинства россиян. О беззаконных обогащениях бесчестных людей и правовой незащищённости работающего человека. Об этом в № 14 размышляли политолог Юрий Крупнов и писатель Александр Мелихов. Сегодня мы продолжаем тему. Ждём вашего участия в дискуссии по электронным адресам: gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru, nomir@lgz.ru
Требования рабочих пока ограничиваются этим призывом
Андрей Столяров в темпераментной статье «Что с нами происходит?» (№ 11 «ЛГ») очень искренне задавал МОИ вопросы. Подозреваю, что это вообще вопросы подавляющего большинства ещё хоть как-то думающего о будущем населения страны. Если отвечать на заданные вопросы никто не пожелает, то рано или поздно это придётся сделать нам. Детям нашим. Внукам. К тому и идёт.
ТОРЖЕСТВО РАЗОРИТЕЛЕЙ
Юрий Крупнов в статье «Имитация с деградацией» («ЛГ», № 14) предложил свой рецепт: общинность русской цивилизации плюс список будущих достижений, включая – «стать мировым лидером».
В рецепт «общинности» мне трудно поверить. После распада СССР все «хаты» на Руси – «с краю», и каждый умирает в одиночку. Когда в Воронеже продали общежития вместе с людьми частникам и те стали откровенно выживать бедолаг в бомжи, то на митинги-пикеты выходило всего лишь сто человек из семи тысяч жильцов. Остальные – за стариков, за женщин и детей своих – не вышли! И прохожие не присоединялись, а ругали вышедших за то, что мешают транспорту.
О мировом лидерстве… За прошлый год население Воронежской области сократилось на сто с лишним тысяч человек (власть местная утверждает, что тысяч тридцать, вряд ли больше). И каждый год с карты области исчезают десятки населённых пунктов. Село умирает, зарплата средняя – 2530 рублей, и есть хозяйства, в которых платят меньше тысячи.
А городские трудящиеся не то что за «лидерство», за жизнь-то уже не борются. Воронеж, например, сегодня можно считать столицей «чёрных рейдеров» – в 2006 году число банкротств, осуществлённых этими рейдерами с целью передела собственности, превысило тысячу.
И в Питере тоже бастуют... фото:ИТАР-ТАСС И уже сейчас в арбитраже лежит около двух тысяч исков тех же рейдеров – в ожидании разрешения на «законный грабёж». Рабочие же с тех самых, искусственно обанкроченных предприятий МЕСЯЦАМИ, ГОДАМИ НЕ ПОЛУЧАЮТ НИКАКИХ ДЕНЕГ!
И помочь работягам в рамках созданного в стране «чиновничьего капитализма» некому. С банкрота спрос невелик: денег на зарплату нет, и когда будут, неизвестно. А у власти борьба с рейдерами почему-то стопорится. Почему? Ещё одна немудрёная «загадка» нашего времени. Некоторые местные депутаты публично и не раз называли «разгадку»: именно большие чиновники в коммерческом обличье своих семейных фирм и есть главные рейдеры.
Хотя власть местная всё же клеймит таинственных захватчиков такими вот словами: «Возросшую активность рейдеров вице-губернатор Клейменов назвал одной из самых серьёзных проблем… Деятельность «чёрных рейдеров» была отнесена губернатором к категории серьёзных преступлений».
А директор департамента Торгово-промышленной палаты РФ Николай Гетман объяснил без обиняков, что рейдерство в России выгоднее наркоторговли; прибыль рейдеров составляет до 1000%.
Понятное дело, такую ложку чиновники-бизнесмены мимо рта не пронесут.
КРИМИНАЛЬНЫЙ ЗАХВАТ
Год назад почти две тысячи рабочих Воронежского экскаваторного завода (ВЭКС) остановили работу из-за долгов по зарплате. Часть из них объявила голодовку.
Из письма бастующих «во все инстанции»:
«…Вот уже два месяца наш коллектив ведёт неравную борьбу с наглой бандой, захватившей предприятие и ведущей его к ликвидации. На стороне негодяев закон, на нашей стороне – правда. Борьба идёт нелегко: аресты активистов, уголовные дела, попытки увольнения и давления.
Но и мы не сдавались: блокировали проходную, перекрывали городские магистрали, выставляли пикеты у арбитражного суда и обладминистрации, объявляли массовые голодовки. Сотни репортажей выходили о ситуации на заводе в газетах, на радио и телевидении. К решению нашей проблемы подключились представитель президента в ЦФО и депутаты, прокуратура…
И только затеплилась надежда, мы узнаём, что не менее трёх фирм готовы забрать находящийся «в таком плачевном состоянии» завод себе… Проще говоря, видя раненого и загнанного в западню зверя, на беду слетелась стая стервятников-падальщиков… Мы ответим жёсткими акциями народного неповиновения!
В апреле рабочие ВЭКС дважды получили «живые» деньги. Правда, из 32 миллионов долга погашено всего лишь шесть. Но голодовку остановили.
Весь год арбитражные дела ВЭКС бродили по судам, инстанциям, прокуратурам и проч. Но отбить его у рейдеров не удалось. Поэтому и лозунг голодающих стал более реалистичным: «Верните нам долги по зарплате, и мы уволимся».
В декабре прошлого года председатель стачкома предприятия Виктор Швырёв сообщил, что все оставшиеся 1083 рабочих получили уведомление об увольнении в связи с признанием завода банкротом и прекращением на нём производства. Цель рейдеров, фактически поддержанных обладминистрацией, можно считать достигнутой.
А 26 февраля 2007 года Генпрокуратура РФ объявила об усилении борьбы с криминальными захватами предприятий. На бедах ВЭКС это тоже никак не отразилось.
Параллельно с ВЭКС рейдеры терзают и другие заводы. В феврале Воронежский мехзавод (ВМЗ), крупнейшее в регионе оборонное предприятие, исключён из числа стратегически важных предприятий. А в марте арбитражный суд принял иск ООО «СМУ» о введении процедуры банкротства на механическом заводе. Повод – долг с 2005 года и пеня в восемь миллионов рублей. Учредитель «СМУ» – супруга бывшего замгендиректора ВМЗ по строительству.
ХРОНИКА ЧЕРНОЗЁМНЫХ ЗАБАСТОВОК
В сентябре 2004-го работники МУП «Воронежгорсвет» объявили забастовку из-за трёхмесячной невыплаты им зарплат. Уличного освещения по вечерам в городе не стало. Председатель профкома узнал о забастовке последним и участвовать в ней отказался. Наоборот, грозил забастовщикам, что на них в суд подадут.
25 октября 2004 года от Аграрного университета в центр Воронежа отправилась пешком колонна преподавателей. По пути к ним присоединились коллеги из педуниверситета, Лесотехнической академии, городских школ и детсадов. Из 1708 школ и детсадов области в забастовке участвовали около 800, а также четыре вуза.
На центральной площади собрались педагоги из райцентров, сёл и деревень. Требование одно: денег. Ещё в 2002-м московский Центр уровня жизни подсчитал: чтобы не падать на работе в голодные обмороки, учитель в Воронеже должен получать в месяц около 8,5 тысячи рублей. А получает в пять раз меньше. И почти не падает... Ставка начинающего педагога или воспитателя – 1220 руб. в месяц; помощник воспитателя – 600–700 руб. в месяц, специалист высшей категории (14-й разряд) – 2020 рублей.
2005 год. В Липецкой области мать пятерых детей из-за долга по зарплате «заминировала» работодателей. Позвонила со своего домашнего телефона в РОВД и сказала, что в подвале крупнейшего в городе предприятия заложена бомба. Там всех эвакуировали, УВД и ФСБ долго искали бомбу, но не нашли. А 50-летнюю «террористку» нашли. Оказалось, она работает на этом предприятии и два месяца, как и многие рабочие, не получала зарплату. А у неё пятеро детей и муж-инвалид. Должны ей около 8 тысяч рублей, а штраф за «террористический» звонок – от 20 до 50 тысяч.
В ноябре того же года массовый митинг устроили в Воронеже рабочие мехзавода. Сотни рабочих собрались перед заводоуправлением, несмотря на то что предприятие режимное и забастовки-митинги на нём запрещены законом. А банкротить законно?!
В октябре 2005-го работники локомотивного депо станции Лиски объявили бессрочную голодовку – с требованием повышения зарплаты и выплаты сверхурочных.
В мае прошлого года у здания обладминистрации прошёл пикет рабочих с шинного завода «Амтел-Черноземье». К увольнению приговорили 1,5 тысячи работников.
На днях вице-губернатор Воронежской области Вячеслав Клейменов рассказал на пресс-конференции о ситуации в местной промышленности. На шинном (ОАО «Амтел-Черноземье») опять грядут сокращения. Первая волна прошла здесь в начале года – около 900 человек. Ждут вторую. На заводе «ВЭЛТ-Кинескоп» провалился проект «Союзный телевизор», не выдержав конкуренции с импортом. Ждём кадровой «оптимизации».
Никто и не вспоминает уже о некогда могучих воронежских предприятиях, разграбленных дотла: НПО «Электроника», космическое НПО «Энергия», крупнейший в Европе алюминиевый завод, от которого осталась одна проходная…
А в остальном, товарищи рабочие, всё хорошо, всё хорошо. К этому «хорошо» и привёл меня писатель Александр Мелихов (статья «Спасительные грёзы!» – «ЛГ», № 14) посредством теории относительности материальных благ и призыва к СМИ создавать «ПОДСЛАЩ›ННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СРЕДУ» во избежание социального взрыва. В смысле, ребята, давайте жить дружно – и всё наладится. Пусть старушки в деревнях возлюбят председателя своего и орду сельхозначальников, пусть рабочие возлюбят рейдеров своих, аки себя самих, и пусть нянечка из провинциального детсада, получив 800 рублей зарплаты своей, изо всех душевных сил болеет за «Челси» Абрамовича.
И такая наступит благодать! И тишина.
Мёртвая тишина.