Уже ни к чему давать клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин», завязывать пионерский галстук и маршировать под барабанную дробь и звуки горна с красным знаменем в руке. Массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков своё отжила. О том, чем была эта организация для ребят, мы беседуем с детским психологом, публицистом, членом Союза писателей России Ириной МЕДВЕДЕВОЙ.
– Ирина Яковлевна, какие воспоминания у вас связаны с пионерской организацией?
– В советское время, когда я росла, родители и их друзья смеялись над пионерской организацией, что было очень оскорбительно для меня. Ведь я мечтала стать пионеркой с самого первого класса! И была счастлива, когда, в виде исключения, как хорошую ученицу, меня приняли в пионеры в возрасте восьми с половиной лет. Я помню, как пришла домой с торжественного собрания и, подражая какой-то идеальной девочке – героине то ли фильма, то ли книжки для детей младшего школьного возраста, – спросила у папы: «А какие новые пути передо мной теперь откроются?». Его так рассмешил этот пафосно-книжный вопрос, что он тут же начал обзванивать друзей и знакомых и пересказывать им случившееся. Так что, можно сказать, я выросла в тяжёлом противоречии. С одной стороны, мне хотелось быть заодно с детьми, учителями и со всей идеологической линией страны и считать пионерскую организацию святыней. С другой – я, как всякий нормальный ребёнок, верила родителям, которые с иронией относились к пионерии.
Русская культура – культура крайностей. И сегодня, спустя несколько лет, можно выделить две крайние, противоположные точки зрения по поводу такого явления, как пионерская организация. Одну из них условно можно назвать консервативно-коммунистической (в пионерии было только хорошее и полезное!), другую – либеральной (всё с точностью до наоборот). Это напоминает мне стихотворение детского поэта Генриха Сапгира: «Принцесса была прекрасная. Погода была ужасная».
– А какой точки зрения придерживаетесь вы?
– Сегодня, когда я, во-первых, человек взрослый, а во-вторых, давно работающий с детьми, могу сказать, не будучи ни убеждённым коммунистом, ни либералом, что в таком явлении, как пионерское детство, было и душеполезное, и душевредное.
Например, в пионерской организации присутствовал здоровый возвышенный детско-подростковый романтизм, который сегодня усиленно вытравливается, что особенно печально и вредно, из детской жизни. Из-за острой нехватки романтизма в так называемой высокой культуре ребята вынуждены получать его там, где он ещё сохранился. А это, как правило, низы, то есть криминальная среда. В ней присутствует и взаимовыручка, и общее дело… уголовное, но зато общее! Детям, особенно мальчишкам предподросткового и подросткового возраста, сегодня не хватает, образно говоря, игры в «Зарницу», которая как витамин необходима для роста души ребёнка.
Соревнования по сбору металлолома между звеньями – тоже одна из положительных черт пионерской организации: ребята и делом полезным занимались, и насыщали здоровое, а не болезненное чувство азарта. В этой организации была и полезная для психики ребёнка иерархичность: председатель совета дружины, председатель совета отряда, звеньевой – здоровое подчинение младшего по званию старшему. И опять же здоровое стремление «подрасти» по статусу.
К тому же пионерская организация внушала важные для ребёнка этические принципы. Например, защита маленьких (октябрят) или помощь старикам (особенно одиноким). Я считаю, что повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и сегодня полезна детям. Другое дело, что современным мальчишкам и девчонкам трудно понять, о чём в этой книге идёт речь.
Но было в пионерии и то, что называется душевредным. Это поклонение ложным святыням. Возьмём хотя бы клятву, которую давали ребята, вступая в ряды всесоюзной организации.
Поэтому ложно-идеологический пафос я бы оставила в прошлом, а вот здоровый героизм, этику общинности, совместный труд и, конечно, совместные игры (в том числе военные, которые были так популярны в пионерских лагерях) - обязательно бы вернула.
– Как вы считаете, нужна ли сегодня детям единая идеология, какая была, например, во времена пионерской организации?
– Скорее да, чем нет. Я думаю, дети должны понимать, что любовь к Родине, к родителям, к труду – норма жизни и священная обязанность любого человека. Сегодня меня огорчает то, что когда, обращаясь к мальчику семи-восьми лет, говоришь ему: «Выпрями спину! Ты же будущий солдат», - можно услышать: «Я никогда не буду солдатом». А ведь совсем недавно, ты ещё не успевал закончить фразу, как ребёнок не только выпрямлял спину, а колесом выгибал грудь. К сожалению, сегодня мальчиков уже не растят как будущих мужчин и защитников Родины.
Да и основные принципы русского воспитания грубейшим образом нарушаются. И сказать честно, я была бы рада, если бы воспитание нормальных будущих мужчин и женщин, будущих граждан своей страны взяла на себя детская организация.
Беседовала