Знаю людей, которые не любили Сергея Николаевича, считая его послушным исполнителем воли партии и правительства, снимавшим разнообразные пропагандистские фильмы по заказу Гостелерадио и спецслужб. Но это не то, что хочется обсуждать, когда отмечается столетие выдающегося кинематографиста. Я видел и в Колосове, и в Людмиле Ивановне Касаткиной, которая была от него неотделима, и другое – яркое, волнующее, светлое.
С ними связано несколько потрясений детства и юности и одно, самое сильное, в зрелом возрасте. Первое, как будто впитанное с молоком матери, огромное впечатление от лихой, стремительной, весёлой «Укротительницы тигров» (1954) в постановке Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского. Этих замечательных советских режиссёров сейчас, к сожалению, редко вспоминают, а Ивановский снимал ещё немое кино, в том числе «Станционного смотрителя» с Иваном Москвиным, а также шедевры 30-х «Иудушку Головлёва» с Певцовым, «Дубровского» с Ливановым и «Музыкальную историю» с Лемешевым, Кошеверову же прославили её чудесная «Золушка» с Раневской и Жеймо, «Каин XVIII» с Эрастом Гариным и «Старая, старая сказка» с Неёловой и Далем. А в героической комедии про артистов цирка, укротителей зверей и людей, ставшей сверхпопулярной в СССР, главную роль сыграла отважная дебютантка Людмила Касаткина. Её партнёром был изумительный Павел Кадочников, в роли смешного и трогательного ухажёра блистательно дебютировал Леонид Быков, а в роли соперницы – Нина Ургант. Но лучше всех была Касаткина. Незабываемо праздничное впечатление от фильма, оно возвращается всякий раз, когда его повторяют на ТВ.
Второе потрясение, уже с участием Сергея Николаевича Колосова в качестве режиссёра, – шекспировское «Укрощение строптивой», где партнёрами Касаткиной были блистательный Андрей Попов, а также Владимир Зельдин, Николай Сергеев, Владимир Сошальский и другие прекрасные артисты Театра Советской армии, на основе спектакля которого и сделан фильм. Касаткина со своим взрывным темпераментом, властным, если так можно выразиться, обаянием и удивительно нежным тембром прекрасного голоса была победительна и великолепна. Хотя природа не наградила её модельной внешностью, она и выглядела замечательно.
С тех пор Касаткина снималась в каждом фильме Колосова. Роли были разные, в том числе и такие неожиданные, изящные и мастерски проработанные, как в чеховской «Душечке», многосерийных «Операции «Трест» и «Вызываем огонь на себя», где Людмила Ивановна сыграла подпольщицу Аню Морозову. «Ой, Морозова!» – после телепремьеры повторяла вся Москва вслед за глумливым полицаем Терехом, которого играл Ролан Быков.
У мужа и у других режиссёров Касаткина сыграла много женщин с сильным и даже вздорным характером. Например, в Театре армии она была сногсшибательна в роли жены Мюнхгаузена в горинской «Комической фантазии». Всегда, когда показывают знаменитый телефильм Марка Захарова, я смотрю на великолепную Инну Михайловну Чурикову, а вспоминаю бесподобную Касаткину: так мощно и яростно играла она душительницу свободолюбивого барона-фантазёра. Смешно и страшно! Кстати, многие считали, что часто игравшая руководящих дам Касаткина была партийной активисткой. Нет, она была беспартийной и во многом большой либералкой.
А последнее потрясение связано с ролью совсем беспомощной женщины, которую приёмные дети отправили в сумасшедший дом, в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Комедию Джона Патрика поставил Сергей Николаевич в Театре армии в 2001 году. Ему было уже под восемьдесят, Людмиле Ивановне – сильно за семьдесят, но они держались. И спектакль был пронзительный, очень добрый, мудрый, трогательный, а когда режиссёр и актриса, обнявшиеся, выходили, может быть, в последний раз на поклоны, то и у прожжённых театральных циников выступали слёзы. Всю жизнь вместе, верные и профессии, и друг другу, – уникальный союз! – они и умерли в один день*.
* Примечание. Сергей Николаевич и Людмила Ивановна заболели почти одновременно, Колосов скончался 11 февраля 2012 года, Касаткина – на 11 дней позже.