Важно вернуть русских к покаянию, считает писатель, богослов Евгений Небольсин. Беседуем с ним о православной философии и о Святой Руси как национальной идее.
– Евгений, как вы считаете, можно ли направление, в котором вы работаете, охарактеризовать как православную философию, исследующую вопросы современного гражданского общества? Как вы к этому пришли?
– У каждого человека свой почерк для самовыражения. Моё становление в литературе происходило «в сражениях за души». Чтобы вразумить, говори о важном очень точно, сжато, к месту и вовремя. Иначе люди не услышат. Сие всегда трудно. Если не сможешь сформулировать идею в пяти словах, то сосредоточенность на мысли уходит и всё становится бесполезным. В этих жёстких рамках формировались, оттачивались мои произведения. Да, их можно охарактеризовать как православную философию. Немного «боевую». Потом уже я начал понимать, что надо расти. Так началась моя учёба в самом сильном гуманитарном вузе страны, Российском православном университете имени св. Иоанна Богослова.
– Что вас беспокоит в последнее время? О чём вы планируете написать следующую книгу?
– Важно вернуть русских к покаянию. Человек рождён в Раю, и Бог вдунул в нас Частицу Себя – Свою Радость. С этого момента мы по своей природе являемся радостью в самом чистом виде. Радостью люди хотят жить тысячи лет, даже если их тело в увечьях, болезнях и вокруг ад. А без неё, с травмой души – не хотят жить даже в Раю. Покаяние – это очищение именно этой Частицы Божественной Радости, в коей мы соприродны Творцу. Таково Православие Руси – очищение праздника жизни. Этот опыт надо передать детям.
Что такое человечность? Щенки, родившиеся у собаки, тут же тянутся к сосцам. Младенец же просто зовёт маму и смиряется со своей участью. Он полностью во власти судьбы и силён только помощью извне. Так всю жизнь: мы беспомощны и зовём Бога, и смиряемся со своей участью.
Молодые могут сильно любить друг друга, тихо в сторонке радуясь её или его счастью, но семьёй не станут. В этой русской черте национального характера и слабость, и сила. Чтобы защитить русского от собственной беззащитности, нужен духовник, ведающий сердцеведец и страж рода, коему необходимы сильные потомки. Наши прадеды в былой Руси умудрённых жизнью, сильных молитвенников берегли за высокими каменными стенами монастырских крепостей, а сами селились в округе. Так жила Русь до Рождества Христова и после. К сему надо вернуться покаянием.
– Вы автор многотомного труда «Русская национальная мысль». Что представляет собой наша национальная мысль?
– Немного уже сказано в предыдущих ответах. Жизнь – вершина бытия. Вид, открывающийся с неё, тот же, как в самые ранние времена, так и ныне. Так будет вечно. Ничего в структуре мироздания не меняется. Меняются только стиль письма и краски, с помощью коих каждый художник своего времени рисует тот же самый вид. Именно поэтому новое – всегда хорошо забытое старое. В своих книгах делаю то же самое на новых «наречиях» точных наук и философии.
Наша национальная идея – Святая Русь. Известно, что закон сохранения звучит так: подобное рождает только подобие себе. Будем же оставаться самими собой в реальном единении с Богом, чтобы порождённое нами, наше деятельное самовыражение радовало Божественностью и побеждало мир. Это и есть наша национальная мысль, в коей заложен опыт бытия в Боге. Остаётся делиться своим счастьем с другими народами, чтобы держать мир радостью.
– Считаете ли вы что нынешнее русское общество идёт по правильному пути?
– Люди молятся, значит всё будет хорошо, а президент бережёт такой порядок вещей. Вопросы демографии решаются ещё пока не так, как это свойственно для Святой Руси. Демографический вопрос был самым актуальным во все времена, особенно в древности. При высоком естественном приросте населения земля могла кормить только определённое количество людей. Куда остальных девать? У каждого народа свой опыт решения. Но только Русь была самостийной в этих вопросах. Здесь монашеский подвиг в особом самом высшем статусе. То есть лишних людей нет. Каждый усиливает стойкость всего общества в торжестве над смертью. Монастырское благочестие формировало нацию и светлый её лик.
«Цивилизованный» мир – это уродливая попытка подражать Руси. Работорговля, грабежи, войны, концлагеря, а теперь и странные сообщества. Несмотря на все ужасы уродливого восприятия наших святынь, к этому образу Святой Руси, как к хорошо забытому старому, своим естественным отбором неизбежно движется весь мир. Мне думается, что сей ориентир важно подсвечивать более активно через науку и искусство, чтобы ускорить шаг к миру без катастроф.
«Нецивилизованный» Китай самостоятельно не отразил ни одной оккупации извне, имел ничтожно низкий уровень науки и техники, но сие не помешало стране стать супердержавой. Монахи Шаолиня, как и встарь, полководцы народа, ведущие его к духовным победам. Ведь мы выращиваем не рожь, строим не суперсистемы и так далее. Мы в первую очередь рождаем и растим сильные личности с добрым и любящим сердцем. Вписывается ли всё сказанное в эту возможность иметь таких потомков в будущем? Хорошо, если да.
Не так ли было на Руси во времена Золотой Орды? Дальновидный царь Иван Калита сие осознал и спас Русь. Всякая победа без высоты духа победителя есть начало поражения. Высокодуховный народ – победитель всегда, а пленение становится формой завоевания самого оккупанта. Это роднит нас с Китаем.
Беседу вёл Лионель Садорро