Перед нами – номер «Русской мысли» (ноябрь – декабрь 2023), «в значительной степени посвящённый большим русским писателям и их творчеству», как пишет в «Слове редактора» Кирилл Привалов.
На обложке нового выпуска – Фёдор Тютчев. Судьба и творчество именно этого классика русской словесности, со дня рождения которого исполняется 220 лет, стали темой номера журнала. В нём – фрагменты из дневников поэта, писем и рассказов его современников («Должность русского Бога – не синекура…»), статья «Наш современник Ф.И. Тютчев» (автор – Николай Скатов). В журнале также импровизированные ответы Тютчева на вопросы книги «Игра в секретаря» («Непревзойдённый острослов») и материал «Тютчев глазами собратьев по перу» – о том, какую оценку творчеству русского классика давали И. Тургенев, Л. Толстой, А. Фет, Н. Некрасов, И. Аксаков.
Кирилл Привалов приводит воспоминание князя С.М. Волконского. «Волконскому, когда он в первый раз увидел Тютчева, было всего восемь лет, но ему врезалась в память стройная фигура поэта: Фёдор Иванович стоял у камина – в небрежно повязанном галстуке, с тонкими, всклокоченными волосами – и читал стихи. Восхищал слушателей, особенно представительниц прекрасного пола, и прекрасно это чувствовал. Наслаждался произведённым эффектом», – пишет Привалов («Наше почти всё…»).
«Стихи приходили к Тютчеву непрошено, как верный отзвук всего прекрасного и истинного в его прекрасном и мудром сердце, как отзвук чужого страдания в его измытаренной хандрою и нравственными муками болезненно-совестливой душе», – пишет Евгений Глушаков («Признание, или Глас вопиющего в пустыне»).
Вячеслав Катамидзе напоминает о другой стороне деятельности поэта: «В своих статьях Тютчев предупреждал российское общество, что, всячески черня Россию, западные страны в то же время медленно, но неуклонно ведут дело к тому, чтобы образовать коалицию из Англии, Франции, Австрии и Турции, а затем использовать любой предлог для войны с Россией» («Дипломат и провидец с душой поэта»).
«Многие лирические стихотворения Тютчева отражают его философские размышления о дуализме мира, в котором неизбежна борьба противоположностей – света и тьмы, жизни и смерти, разрушения и созидания, любви и одиночества», – отмечает Карина Энфенджян в кратком, но ёмком предисловии к поэтической подборке Тютчева.
Об эпизоде биографии Тютчева, связанном с Кёнигсбергом, и о том, что «самое время закатать рукава и увековечить память великого сына России в городе, где он побывал», размышляет Борис Бартфельд («Под сенью Тютчева»).
В журнале также – статья Александра Панфилова о Тур геневе («А на душе легко и свято…») и материал Александра Балтина – о Валерии Брюсове («Сияние поэтического сада»).
Традиционно в «Русской мысли» – статьи на общественно-политические темы, а также литературные произведения. В этом выпуске – «Воздушные змеи» («Истории из пропавшего чемодана» Алисы Даншох: окончание главы о жизни и судьбе Ромена Гари); продолжение повести Валерия Поволяева «Одинокий «Юнкерс»; очерк Вячеслава Недошивина «Розы и… крест» (окончание), литературный диспут писателя Василия Зубакина и критика Ивана Родионова «Романовы в современной литературе».
В рубрике «Православный вестник» – статьи Евгении Карезиной «В ризе «красного» архиерея» и Августина Соколовски «Святые поздней осени». В рубрике «История» – материал Тео Гуриели «Российская империя: политика в отношении США».
О влюблённости в русскую старину пишет Алексей Шульгин, поднимая важную тему: как не потерять наше наследие? («Да, и такой, моя Россия, ты всех краёв дороже мне»). В журнале также – статьи «Купание красного коня» как символ эпохи» (Оксана Копенкина), «Светило медицины и… великий композитор» – об Александре Бородине (Олег Озеров), «Мастер, который опережал время» – о скульпторе Марке Антокольском (Теодор Тэтов).