Читал книгу «Искусство Древней Греции и Рима» и наткнулся на персонажа, которого звали Макрон. Про этого художника, работавшего в Афинах в V веке до н. э., сказано: «Хотя известна только одна подписанная им ваза, ему приписывается авторство ещё трёх сотен». Дескать, творец был отменный, но о том, что он наваял, остаётся судить лишь по домыслам…
Ассоциация с тем Макроном преследовала меня, когда я смотрел по французскому телевидению репортажи о поездке Владимира Путина во Францию и о встрече его с другим Макроном, нынешним президентом Пятой республики. Эммануэль Макрон, став хозяином Елисейского дворца, не стал мудрствовать лукаво. В свойственной ему манере он включил медиаресурс для доказательств собственной эффективности. «Республика на марше» – называется его политическое движение. Куда маршируют французы? Не имеет значения. Главное – они это делают уверенно, высоко задрав голову. Остальное же можно додумать. Украсить звучными эпитетами, а затем с непререкаемой верой в собственную правоту преподать планете всей.
«Весь мир, затаив дыхание, следит…» – оглашали в горбачёвскую эпоху «очередную мирную инициативу Советского Союза». В столь же высокой тональности парижские СМИ накануне приезда Путина представляли победителя недавних выборов. Чего только стоят выдержки из прессы! «Макрон пользуется ситуацией, чтобы утвердить лидерство Франции», «Макрон не делает уступок», «С Макроном возвращается «реалполитик»… Правда, ложку дёгтя в бочку медиамёда внёс «Монд»: «У французских президентов есть традиция. Едва избранные, они устремляются на Олимп международной политики. Чтобы перейти из статуса кандидата в политики в государственные деятели».
«Кому это выгодно?» – любят по примеру древних римлян спрашивать французы. Применительно к переговорам в Версале, где на большинстве фотографий Путин изображался глядящим куда-то в сторону, а Макрон – сверлящим взглядом светлое будущее, ответ на классический вопрос получается не соответствующим духоподъёмному настроению. Отнюдь не президенту России нужны ораторские экзерсисы в интерьере позолот Версаля. Рандеву с «антизападником» Путиным – так окрестили его в парижских СМИ – пришлись на руку Макрону, задекларированному «прагматиком». Это очевидно и в контексте выводов французской Счётной палаты, обнаружившей пустую казну, оставленную Франсуа Олландом своему преемнику, и с учётом скандалов в новом правительстве, где два министра уже уличены в использовании служебного положения, и на фоне очередей за горючим, вызванных забастовкой водителей грузовиков-цистерн… Не говоря о том, что рейтинг популярности Макрона сейчас ниже, чем у президента Саркози после стольких же дней правления.
Впрочем, «требовательный диалог» в Версале всё-таки получился. И заслуга тут не Макрона. Как написал французский блогер: «Путин умело предоставил Макрону возможность покрасоваться перед электоратом на выборах в Национальное собрание». Окончательно же развеяли «совместное недоверие», которое охотно муссировала парижская пресса, полчаса интервью Владимира Путина руководству «Фигаро». В Российском духовно-культурном центре, на фоне корешков знаменитой серии «ЖЗЛ». От насмешливого взгляда, которым президент России нет-нет да и одаривал в Версале напыщенного французского коллегу, не осталось и следа. Холод растаял, и разговор с самой популярной газетой Франции состоялся на славу.
…«Если бы Версаль поведал о себе» – назывался давний фильм Саши Гитри, крестника российского императора Александра III. В картине рассказывалось об интригах вокруг французских королей. Думаю, если бы решили поставить фильм о макроновских тайнах Версаля, тоже было бы о чём рассказать.