В самом центре Минска – набережная реки Свислочь. 13 августа 1500 года, по преданию, горожане увидели свет над Свислочью. Люди сбежались на чудо и увидели плывущую по реке против течения икону Пресвятой Девы Марии. Она и сейчас в кафедральном Свято-Духовом соборе, заступница города.
На набережной всегда много народа, горожан и приезжих. Именно здесь завершает строительство своего культурного дома и Россия. Воистину исторический, географический, эстетический центр столицы республики.
Случайно или неслучайно, но совсем неподалёку оказался сравнительно молодой, известный гораздо менее своих знаменитых коллег, национального театра Янки Купалы или Театра оперы и балета, но уже дерзко заявляющий о себе Театр национальной белорусской современной драматургии.
Вот уж где испытывала я чувство «белой» зависти и не могла удержаться от сравнений. Ну отчего же у нас, в России, нет такого центра, где всегда бы ждали молодых драматургов, где могли бы заметить и поддержать талантливых людей, дерзнувших попробовать себя на театральных подмостках, где им давали бы возможность проверить себя в спектаклях, созданных в содружестве с профессиональными режиссёрами и исполнителями?! Пьесы, как известно, для письменного стола и даже для чтения не пишутся. Московские же театры – Школа современной пьесы или Центр современной драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина – явно проигрывают белорусским коллегам по открытию новых пьес и авторов.
Белорусский театр современной национальной драматургии возник давно, ещё в 90-е годы, однако новую интересную жизнь и глубокое дыхание театр обрёл с приходом в коллектив талантливого артиста и режиссёра Валерия Анисенко. Есть такая порода людей, которым всегда «неймётся», всегда тесно в рамках привычного. Именно таким знают в Беларуси Валерия Анисенко, которому личного актёрского успеха всегда мало: то он открывал в 80-е годы наравне с Олегом Ефремовым и Владимиром Андреевым «Утиную охоту» Вампилова, то строил Театр киноактёра, то «гремел» на весь Советский Союз радиоспектаклем о Чернобыле… Сумел поразить даже Эдинбургский фестиваль шекспировской трилогией «Ричард III» – «Гамлет» – «Макбет».
Визитной карточкой театра стал эпический спектакль по роману Владимира Короткевича «Колосья под серпом твоим». Он наполнен музыкой, этнографическими зарисовками, народными песнями и танцами. А в пьесе молодого драматурга Сергея Ковалёва «Дневник поэта» режиссёр Виталий Барковский показывает нам гения белорусской поэзии Максима Богдановича. Первая часть в эстетской, чуть даже манерной стилистике воспроизводит далёкое прошлое, зато во второй части, где наши современники торгуют найденным дневником поэта, театр не жалеет гротесковых сатирических красок для воспроизведения века сегодняшнего. Тоже очень любопытный спектакль!
Пока актёр Анисенко даёт молодым коллегам сценические мастер-классы, режиссёр и руководитель театра Анисенко привлекает талантливых авторов и режиссёров. Он поставил спектакли молодых литераторов Павла Пряжко «Когда закончилась война», Дианы Балыко «Роман + Юлия», Николая Рудковского «Женщины Бергмана» – убедительное воплощение драматургических опытов в профессиональном театре. Уверена, что одной из причин почти полного отсутствия современных пьес на сценах других театров является режиссёрское нелюбопытство, неумение найти выразительные средства для отражения новых тем, героев, ситуаций сегодняшнего дня.
В атмосфере любви и внимания растут талантливые люди. Их работы, от нестареющей Татьяны Мархель до совсем молодых Дениса Паршина и Максима Потиматченко, не перестают удивлять разнообразием, абсолютной самоотдачей, искренностью. А когда профессионально умелые актёры и режиссёры воплощают на сцене драматические произведения, авторы начинают верить в себя и тоже вырастают в профессионалов. Теперь уже и в России знают Андрея Курейчика, автора сценария к фильму «Любовь-морковь», Павла Пряжко, прошумевшего в Москве эпатажными «Трусами», Диану Балыко, автора острых пьес.
А вот лишь некоторые из зрительских высказываний, которые публика, выходя со спектакля, оставляет на специально приготовленном для неё в вестибюле свитке:
«Я – панк, и всё равно под впечатлением. Не в первый раз смотрю спектакль: такое мог написать только Купала. Спасибо всем».
«Мы гордимся, что в нашей стране есть такие талантливые актёры! Мы будем жить и любить жизнь!»
«От таких спектаклей люди меняются к лучшему…»
Даже сглазить страшно! А то ведь в пору кризиса могут снизить ассигнования, сократить помощь. А театру многое надо: и дополнительные помещения, и штаты с зарплатой, и помощь государства, на которую они привыкли рассчитывать.
У них много международных проектов: выпустили совместный с поляками сборник пьес, провели семинар драматургов с Россией… Ещё больше – планов, задумок. И сейчас репертуар в 25 названий. А сколько ещё пьес ждут воплощения!
В своей замечательной книге «Записки начинающего» Валерий Анисенко пишет: «Всё начинается с первого шага. Дитя ещё не родилось. Оно беззащитно. И любой из нас может стать убийцей. Но родить это дитя – спектакль, да ещё здоровеньким – дорогого стоит». И ещё: «Воспоминания детства: лезу на высокое дерево. И страшно, и хочется забраться на самую вершину. И чем выше дерево, тем сильнее раскачивает, а вот лезу… Вершина всегда раскачивается… Мы все – подмастерья. Мы на пути к вершине. К сожалению, многие из нас забывают, что они в пути, и считают, что уже стоят на вершине». Пишет он и о том, как понимает свой театр: «Мой театр – это всё, что вокруг человека, его души, его сердца, его сути. Идёт тотальное наступление на психологический театр, формотворчество заполонило мир. Для меня же главным остаётся Человек и его вечная тема: что я есть? В чём смысл жизни? Мода на всё остальное приходит и уходит. Человек остаётся».