Сперва я увидел её сказочных родителей. Маму, сыгравшую таинственную и прекрасную птицу в фильме «Садко» (а потом чудесную коварную Анидаг из «Королевства кривых зеркал»), и отца, представшего в «Анне на шее» сказочно грассирующим вельможей. Небывалым, незабываемым. Тогда впервые я услышал фамилию Вертинский. И вдруг появилась сказочная дочка с «Алыми парусами». Её Ассоль так любила, что в неё нельзя было не влюбиться. Вскоре оказалось, что нездешняя красавица с огромными грузинскими глазами может не только преданно ждать, но и стойко переносить удары судьбы и отлично плавать, и купальник юной амфибии очень даже шёл.
После «Человека-амфибии» – сумасшедшая популярность.
Потом была Офелия, тоже сказочная, но и человеческая, отвергнутая, несчастная – её было очень жаль. Жаль было и прелестную беззащитную Лизу Болконскую, умершую в родах, и выжившую Кити Лёвину. Судьба всех этих овеянных сказкой прелестных созданий была в руках других героев. В «Случае с Полыниным» героиня Вертинской – «уже большая», хотя ещё совсем молодая – впервые сама определяет свою судьбу. Решает, как и с кем ей быть. Или не быть? Выдающийся кинодраматург Константин Симонов, много горя хлебнувший с людьми театра, хорошо знал этот мир и столкнул его с войной, с героями войны. Получился очень честный, тонкий и глубокий фильм о любви, войне и людях искусства.
Актриса влюбилась в военного лётчика (одна из лучших ролей Олега Ефремова), а он в неё, но театр с его липкими связями (в виде негодяя-режиссёра, удивительно точно сыгранного Олегом Табаковым) отпускать её не хотел, а герой-лётчик ждал, верил... И она в конце концов сама запретила себе встречаться с ним. Оставить театр актриса не могла, а врать хорошему человеку – тем более. В этой роли Анастасия Вертинская родилась как выдающаяся драматическая актриса. Сказочной красоты. Редкое сочетание.