После недавнего выступления президента РФ о целесообразности преподавания основ религии в школе начался новый виток полемики. Опять слышатся железные голоса, напоминающие всем нам об отделении Церкви от государства, а также эмоциональные утверждения о том, что углублённое изучение религии будет только разжигать межконфессиональную рознь. Но так ли это?
Религия возвращается в нашу жизнь и политику. Возвращается неслучайно. Глобализация породила глубокие кризисы – и прежде всего кризис морали и доверия. Без преодоления их невозможно выбраться из ситуации распада, которая подстерегает современное общество. Социалистическая доктрина, которая на протяжении определённого времени давала атеистическое обоснование принципам солидарности, сострадания, сочувствия к слабым и угнетённым, принципам социальной справедливости и равенства людей, также находится сегодня в глубоком упадке. Либеральная идеология, отстаивающая право сильного, оказалась неспособна обеспечить и обосновать столь необходимые для выживания любого общества социальные ценности.
Религия возвращается, потому что даёт обоснование этих необходимых обществу ценностей. Даёт надежду на их возрождение. Так что растущий интерес общества к религии закономерен и понятен. Поэтому общество должно иметь достаточно возможностей для удовлетворения религиозных потребностей и религиозного интереса. Обеспечить это – дело Церкви. С ростом значения веры и религии возрастает социальное влияние Церкви, у неё открываются новые перспективы и возникают новые задачи.
Взаимодействие Церкви на этом пути с государством может и должно носить глубокий конструктивный характер. Однако эта ситуация может не только открывать новые перспективы для развития и укрепления обоих институтов, но и чревата серьёзной опасностью для них обоих, о которой надо помнить. Церковь и государство – совершенно разные институты, имеющие разные задачи, сферы приложения сил и инструменты для их реализации.
Церковь имеет дело с духовной жизнью общества, с внутренним миром людей, её мощь и влияние определяются масштабами морального авторитета и силой нравственного примера. Государство отвечает за соблюдение законности в обществе и имеет право применять силу и принуждение от лица общества.
Тысячелетняя мировая история свидетельствует о том, что всякие попытки повысить моральный авторитет Церкви путём использования государственных инструментов насилия, принуждения, наказания и запретов всегда заканчивались ослаблением Церкви и падением её авторитета в глазах общества.
С другой стороны, всякое стремление государства укрепить легитимность своих действий с помощью опоры на церковный авторитет, а не на рациональную поддержку граждан всегда завершалось ослаблением и кризисом этой легитимности.
Одним словом, стремление Церкви и государства использовать друг друга для усиления своего влияния на общество рано или поздно выливалось в конкуренцию за власть, которая разрушала общественное доверие к ним обоим, порождала ситуацию социальной нестабильности.
Секуляризация – отделение Церкви от государства, строгое разграничение их функций и сфер влияния в обществе – стала важной вехой на пути гармонизации отношений духовной и светской власти и роста их авторитета в глазах общества. Поэтому очень важно не путать здоровую кооперацию Церкви и государства как различных институтов и взаимное смешение, подмену их функций друг другом. Несмотря на кажущееся сходство, это совершенно разные вещи. Соединение, сопряжение необходимо для общественного процветания и поддержания общественной стабильности. Смешение, подмена есть политически опасный шаг, ослабляющий оба института.
Преподавание основ религии в обязательных общеобразовательных государственных школах объективно есть акт, с помощью которого государство обязывает детей приобщаться к той или иной религии. Государственная школа – это государственный институт, который обеспечивает социализацию людей в обществе. Он не является добровольным, и потому преподавание религии в школе не может рассматриваться как фактор добровольного религиозного самоопределения. А может рассматриваться как использование государственных инструментов принуждения для обеспечения роста морального авторитета Церкви.
Возникает вопрос: совместим ли принцип отделения Церкви от государства с подобной практикой? Однако надо сказать сразу: ничто не должно мешать Церкви развивать церковно-приходское образование и социальную работу внутри общества. Посещение церковных школ не санкционировано государством и потому является действительно добровольным.
Необходимо отметить тот факт, что дети и их родители будут поставлены перед выбором, к какой конфессии приобщаться, и это потенциально может спровоцировать нарастание конфессиональных расколов в обществе. Не получится ли, что, вместо того чтобы чувствовать себя частью единого мультикультурного пространства и стремиться к взаимопониманию, уважению к религии и убеждениям другого, наши дети будут с ранних лет поставлены в ситуацию выбора «правильной» веры, которую они будут изучать изолированно от других детей? Не является ли более приемлемым путь, когда все дети разных вероисповеданий знакомятся с историей мировых религий? Такой путь позволит им действительно совместно обсуждать вопросы веры и развивать толерантность по отношению к другому.
, кандидат философских наук
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Веры и надеждаПосле недавнего выступления президента РФ о целесообразности преподавания основ религии в школе начался новый виток полемики. |
КОД ССЫЛКИ: |