Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Веры и надежда

01 января 2007

ДВА МНЕНИЯ

Фёдор ЕВГЕНЬЕВПосле недавнего выступления президента РФ о целесообразности преподавания основ религии в школе начался новый виток полемики. Опять слышатся железные голоса, напоминающие всем нам об отделении Церкви от государства, а также эмоциональные утверждения о том, что углублённое изучение религии будет только разжигать межконфессиональную рознь. Но так ли это?

Религия возвращается в нашу жизнь и политику. Возвращается неслучайно. Глобализация породила глубокие кризисы – и прежде всего кризис морали и доверия. Без преодоления их невозможно выбраться из ситуации распада, которая подстерегает современное общество. Социалистическая доктрина, которая на протяжении определённого времени давала атеистическое обоснование принципам солидарности, сострадания, сочувствия к слабым и угнетённым, принципам социальной справедливости и равенства людей, также находится сегодня в глубоком упадке. Либеральная идеология, отстаивающая право сильного, оказалась неспособна обеспечить и обосновать столь необходимые для выживания любого общества социальные ценности.

Религия возвращается, потому что даёт обоснование этих необходимых обществу ценностей. Даёт надежду на их возрождение. Так что растущий интерес общества к религии закономерен и понятен. Поэтому общество должно иметь достаточно возможностей для удовлетворения религиозных потребностей и религиозного интереса. Обеспечить это – дело Церкви. С ростом значения веры и религии возрастает социальное влияние Церкви, у неё открываются новые перспективы и возникают новые задачи.

Взаимодействие Церкви на этом пути с государством может и должно носить глубокий конструктивный характер. Однако эта ситуация может не только открывать новые перспективы для развития и укрепления обоих институтов, но и чревата серьёзной опасностью для них обоих, о которой надо помнить. Церковь и государство – совершенно разные институты, имеющие разные задачи, сферы приложения сил и инструменты для их реализации.

Церковь имеет дело с духовной жизнью общества, с внутренним миром людей, её мощь и влияние определяются масштабами морального авторитета и силой нравственного примера. Государство отвечает за соблюдение законности в обществе и имеет право применять силу и принуждение от лица общества.

Тысячелетняя мировая история свидетельствует о том, что всякие попытки повысить моральный авторитет Церкви путём использования государственных инструментов насилия, принуждения, наказания и запретов всегда заканчивались ослаблением Церкви и падением её авторитета в глазах общества.

С другой стороны, всякое стремление государства укрепить легитимность своих действий с помощью опоры на церковный авторитет, а не на рациональную поддержку граждан всегда завершалось ослаблением и кризисом этой легитимности.

Одним словом, стремление Церкви и государства использовать друг друга для усиления своего влияния на общество рано или поздно выливалось в конкуренцию за власть, которая разрушала общественное доверие к ним обоим, порождала ситуацию социальной нестабильности.

Секуляризация – отделение Церкви от государства, строгое разграничение их функций и сфер влияния в обществе – стала важной вехой на пути гармонизации отношений духовной и светской власти и роста их авторитета в глазах общества. Поэтому очень важно не путать здоровую кооперацию Церкви и государства как различных институтов и взаимное смешение, подмену их функций друг другом. Несмотря на кажущееся сходство, это совершенно разные вещи. Соединение, сопряжение необходимо для общественного процветания и поддержания общественной стабильности. Смешение, подмена есть политически опасный шаг, ослабляющий оба института.

Преподавание основ религии в обязательных общеобразовательных государственных школах объективно есть акт, с помощью которого государство обязывает детей приобщаться к той или иной религии. Государственная школа – это государственный институт, который обеспечивает социализацию людей в обществе. Он не является добровольным, и потому преподавание религии в школе не может рассматриваться как фактор добровольного религиозного самоопределения. А может рассматриваться как использование государственных инструментов принуждения для обеспечения роста морального авторитета Церкви.

Возникает вопрос: совместим ли принцип отделения Церкви от государства с подобной практикой? Однако надо сказать сразу: ничто не должно мешать Церкви развивать церковно-приходское образование и социальную работу внутри общества. Посещение церковных школ не санкционировано государством и потому является действительно добровольным.

Необходимо отметить тот факт, что дети и их родители будут поставлены перед выбором, к какой конфессии приобщаться, и это потенциально может спровоцировать нарастание конфессиональных расколов в обществе. Не получится ли, что, вместо того чтобы чувствовать себя частью единого мультикультурного пространства и стремиться к взаимопониманию, уважению к религии и убеждениям другого, наши дети будут с ранних лет поставлены в ситуацию выбора «правильной» веры, которую они будут изучать изолированно от других детей? Не является ли более приемлемым путь, когда все дети разных вероисповеданий знакомятся с историей мировых религий? Такой путь позволит им действительно совместно обсуждать вопросы веры и развивать толерантность по отношению к другому.

Алла ГЛИНЧИКОВА, кандидат философских наук

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Веры и надежда

После недавнего выступления президента РФ о целесообразности преподавания основ религии в школе начался новый виток полемики.

2009-09-02 / Алла ГЛИНЧИКОВА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Алла Глинчикова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS