Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Верю – не верю

01 января 2007

РАМПА

В театре «У Никитских ворот» поставили канадскую пьесу с очень русским названием – «Выпивая в одиночестве»

Вячеславу Гугиеву в роли Джо веришь больше; Михаил ГУТЕРМАНУдивительное всё-таки существо человек: вместо того, чтобы хотя бы попытаться изменить жизнь, которую сам превратил в образцовую каторжную тюрьму, он предпочитает топить снедающую его тоску в стакане, наполненном какой-нибудь спиртосодержащей жидкостью. И процент содержания спирта в этой жидкости напрямую зависит от степени нежелания каторжанина сменить тюрьму на что-нибудь более комфортабельное. Хотя для обретения свободы ему не нужно, как графу Монте Кристо, двадцать лет рыть подкоп. Достаточно перестать видеть в окружающих людях врагов и принять их такими, какие они есть. Вот об этом и писал свою пьесу канадский драматург Норм Фостер. Что ж, намерения у него были явно благие. Вот только воплощение, как выяснилось, сильно уступает замыслу.

Сюжет, придуманный автором, прост до банальности. Сериал в миниатюре. Муж уходит от жены-алкоголички (отнюдь не подзаборной, а вполне ещё респектабельной и даже красивой, но ему от этого не легче) к добропорядочной женщине, оставив бывшую супругу с двумя детьми. Через много лет (алкоголичка к тому времени давно уже умерла) он в сопровождении второй жены приезжает повидаться с повзрослевшими детками: у него рак, предстоит операция, исход которой – 50 на 50. Ну, какая же мелодрама обходится без смертельной болезни!

По мере того, как в семействе Тодов закипают страсти, сходство спектакля с сериалом увеличивается, и всё сильнее становится желание сыграть и с драматургом, и с постановщиком (это режиссёрский дебют артиста Валерия Шеймана), и с актёрами в игру «верю – не верю». Потому что не верить сериалу – это в порядке вещей, а вот театру по старой привычке всё-таки верить хочется. Хочется. Но не очень получается.

Джо (Денис Юрченков) – владелец химчистки. Не процветает, но и не бедствует. Пьёт, хоть и не запоем, потому как недоволен жизнью: мечтал врачом стать. Верю. Бросил университет и пошёл работать, чтобы растить младшую сестрёнку. Хотя отец регулярно высылал ему приличную сумму. Оказывается, химчистка – это его протест против ухода отца из семьи: вот, мол, что ты сделал с моей жизнью. Извините – не верю. Потому что Джо не стремится разыграть перед отцом неудачника, жертву его «неблаговидного» поступка (тогда в этот странный демарш ещё можно было бы поверить), а наоборот, хочет продемонстрировать, что у него всё превосходно. Даже «невесту» для пущей убедительности нанимает в эскорт-агентстве. В то, что у мужчины тридцати трёх лет нет даже временной подружки, я, кстати, тоже не верю. И игра актёра, увы, не компенсирует психологических просчётов драматурга.

Кэри (Наталья Юрченкова-Долгих), в отличие от брата, жизнью вроде бы довольна: карьера на телевидении, муж-продюсер, прекрасная квартира. Но тоже пьёт, правда, не виски, как Джо, а пиво, но зато в больших количествах. Потому как и у неё не всё так замечательно: детей нет, и муж изменяет, даже бросить хочет. Вот её ненависть к отцу абсолютно достоверна: дочери обычно острее страдают от отсутствия отцовской заботы и ласки. Правда, сцена объяснения Кэри с отцом получилась в спектакле самой «сериальной», но это скорее вопрос не к актрисе, а к режиссёру.

А вот к кому обращать вопросы о Рене? Той самой невесте по найму, которая и довела до апогея семейный скандал, завершившийся, как и положено в мелодраме, хэппи-эндом. К драматургу? К режиссёру? Или к самой Мариэтте Цигаль-Полищук? Ей ещё в студенческие годы прочили карьеру характерной актрисы, но здесь, пожалуй, характерность доведена до той черты, когда ей перестаёшь верить. Барышня в состоянии хронического глубоко невроза (канувший в Лету отец её девятилетней дочери так и не стал ей мужем) подрабатывает в эскорт-агентстве в надежде накопить денег на собственный салон красоты. Джо – её первый клиент и волнение девушки понятно, но Цигаль играет не волнение, а пароксизм ужаса, перемежающийся истериками по поводу неудавшейся личной жизни. Когда 28-летняя Рене не бьётся в истерике и не стучит зубами от страха, она ведёт себя как десятилетняя школьница. Актрисе не удаётся как-то иначе мотивировать наивность и искренность – главные добродетели своей героини, благодаря которым и воцаряется в семействе Тодов мир, любовь и взаимопонимание. И пружина, которая по замыслу драматурга должна двигать сюжет к счастливой развязке, лопается.

Самая большая удача спектакля – Филис, вторая жена Айвана Тода, в исполнении Райны Праудины. Вот от кого глаз нельзя оторвать! И нельзя не восхищаться потрясающему чувству меры и такта. Каждый жест, каждая фраза выверены не до миллиметра – до микрона. Глядя на эту филигранную работу, вспоминаешь о том, что такое подлинная психологическая достоверность – понятие, которое в современном театре, увы, не в почёте. Возможно, автор настолько симпатизировал Филис, что этот персонаж получился у него самым правдоподобным… Но, скорее, это талант актрисы спас весьма посредственно написанную пьесу.

Персональное «не верю» хочется адресовать художнику по костюмам Евгении Шульц. Зачем одевать звезду телевидения в платье, которое больше пошло бы «ночной бабочке» не самого высшего разбора? Откуда у матери-одиночки роскошное вечернее платье (оно действительно очень красиво, и актриса в нём выглядит сногсшибательно)? Ладно, предположим, на распродаже купила, однако болезненно застенчивая женщина, какой подаёт свою Рене Мариэтта Цигаль, психологически не в состоянии приобрести туалет в стиле вамп! Но больше всего недоумений вызывает наряд Филис: коричневая бесформенная рядюжка из 70-х, в каких ходило большинство советских женщин, и нелепая шляпка из 40-х. И всё это – на жене преуспевающего канадского книготорговца? 

Труднее всего писать о работе режиссёра. Понимаешь, что это – дебют. Дебют хорошего актёра в новом для него качестве. И стремление актёров в режиссуру вполне объяснимо. Однако в данном случае слабость драматургии лишь усугубила неизбежные для дебютной постановки просчёты. Но даже если оставить драматургу – драматургово, сама постановка ничего не говорит нам о личности постановщика. Режиссура интересна, когда позволяет вписать что-то в летопись театра (пусть не мирового, а лишь конкретного) своим, ни на какие другие непохожим, почерком. Не возьму на себя смелость утверждать, что Валерий Шейман таким почерком не обладает. Может, ему просто не те чернила попались…

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS