– Вам нравится работать на телевидении?
–Ужасно нравится. И надо сказать, когда меня зовут, я всегда соглашаюсь. Особенно на телеканале «Культура», потому как тематика – моя. Театр, зарубежное искусство, литература. Мне приятно узнавать, что люди даже в далёкой провинции видели мои передачи, узнали для себя что-то новое, что им что-то понравилось, что-то вызвало отклик.
Я не хотел бы бросать телевизионную работу, я всегда придавал ей большое значение в своей жизни. Надо сказать, в прошлом, то есть до того, как Россия приняла конвенцию об авторском праве, мы очень много работали на телевидении. Я так делал циклы передач о нашем и зарубежном классическом театре, о Шекспире, вставлял в них куски из старых фильмов и спектаклей, опять-таки как наших, так и зарубежных. Вся эта работа отнимала у меня много времени, это была значительная часть моей жизни, очень большая и очень важная. Эти циклы пользовались популярностью у публики, в общем, достаточно удачные проекты были.
К сожалению, от этой работы пришлось отказаться. Теперь, когда каждая картинка должна быть отдельно оплачена, никто не идёт на такие расходы. Вся эта моя работа оказалась словно отрублена. Жалко.
– Какую роль, по вашему мнению, играют электронные СМИ в современном культурном контексте?
– Несмотря на бесконечные и весьма авторитетные социальные исследования, которые время от времени проводятся и у нас, и за рубежом, мы не просто не понимаем – мы недооцениваем всё растущую мощь телевидения. Мы слепы как и к его положительным аспектам, которых немало, так и к его опасной силе воздействия на аудиторию.
Пожалуй, за всё время своего развития человечество не знало ничего подобного. Ни одна из общественных организаций не могла обрести такого влияния. Пожалуй, можно было бы сравнить роль телевидения в современном мире с ролью церкви в эпоху Средневековья, со всеми его инквизициями и кострами. Но сила воздействия церкви во многом уступает этой вселенской, агрессивной стихии. Надо сказать, весьма хорошо организованной стихии, которая вторгается в наши уши, глаза, в наше подсознание. Телевидение не просто влияет на нашу жизнь – оно коренным образом меняет, даже определяет наши вкусы, диктует свои позиции не только в эстетической, но и в политической и экономической жизни.
И даже те, кто пытается сопротивляться этой традиционной телевизионной безвкусице и политической агрессии, всё равно попадают под её влияние. Им просто некуда деться.
Другое дело, что телевидение способно быть и добрым, и замечательным, и созидающим, и воспитывающим.
– Вы считаете, у нас есть шанс получить такое телевидение?
– Шанс есть, и он достаточно велик. Велика и опасность.
Тут очень к месту вспомнить о бесчисленных ток-шоу и сериалах, господствующих на большинстве каналов. Они диктуют определённый образ миропонимания, определённый стиль жизни. Более того, «медийный» образ мышления и «медийный» стиль вторгаются в традиционное искусство, которое раньше не имело к этому никакого отношения – в тот же театр, например.
Учитывая масштабы этого «вторжения», это беда. Достаточно привести простой пример: в нашей лексике появилось такое определение – «медийные лица». Теперь, чтобы спектакль имел успех, в нём непременно должны участвовать эти самые «медийные лица», что чаще всего губительно сказывается на эстетическом уровне театра и участниках театрального процесса.
Ведь эта «медийность» – это не просто тщательно, удачно подобранные маски, сфабрикованные персонажи. Это ведь и талант, который оказывается под этой маской погребён, задыхается под её непроницаемостью, под её застывшей формой. Да что тут говорить – выдержать соблазн медийности может далеко не каждый актёр, режиссёр! Поэтому я всячески ратую за то, чтобы на телевидении, на телеканале «Культура» чаще появлялись люди сильные, интересные, яркие, те, кто не даст себя сломить, не опустится до массового уровня, не сдастся на милость «медийности», не пойдёт на поводу у внешней популярности.
– А что может предложить телеканал «Культура», чтобы не поддаться натиску «медийности»?
– Я скажу как театровед, за остальные искусства говорить не буду, только про театр. Одно из очень актуальных и нужных направлений – телетеатр, который был возрождён на нашем телевидении именно благодаря телеканалу «Культура», его трансляциям, его обзорным программам, хотя здесь ещё есть над чем поработать. Но основные, направляющие шаги уже сделаны.
Я очень люблю телетеатр. И я верю, я считаю, что именно в нашей стране телетеатру есть на что опереться. У нас исторически были замечательные телевизионные спектакли, которые ставили самые лучшие театральные режиссёры. Одни имена чего стоят – Эфрос, Хейфец, Фоменко! Тут я вам могу назвать большой перечень имён...
Кстати, я на днях пересматривал старые телеспектакли – и могу вам сказать, что даже сегодня, через десять, двадцать, пятьдесят лет, они не воспринимаются архаично, не потеряли своей актуальности, не утратили своего смысла.
Однако всё же не стоит останавливаться на достигнутом. Думаю, к телетеатру стоит привлекать и современных режиссёров, молодых, сильных, у которых есть и желание, и возможности. Как раз здесь есть поле для деятельности телеканала «Культура» – заниматься не только архивами, но и будущим нашей культуры.
Ещё хочу сказать – но это уже касается лично меня, моих планов. «Великие театры мира» – вот проект, который я хотел бы сделать. Конечно, он связан с расходами, с поездками в ту или иную страну, с масштабными съёмками. Но лучше делать меньше, да лучше. Пусть передача будет дорогостоящей, но полезной и занимательной, способной, с одной стороны, культурно обогатить, а с другой – увлечь зрителей.
Аудитория телеканала «Культура» – это ведь и моя аудитория в какой-то степени. А я хочу, чтобы моей аудитории было интересно!