Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Весь этот джаз

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Беличенко С.А. Институциональные особенности отечественной джазовой культуры (1922–2006). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 412 с.

Билли Чен Коу. Так подписывал Сергей Андреевич свои статьи в издаваемом им в 80-е джазовом журнале «Квадрат». Книжки были машинописными, изготовлялись в Новосибирске. Интеллектуальный уровень «Квадрата» был чрезвычайно высок даже для того времени, про нынешнее же умолчу вовсе. 

С Беличенко я знаком по джазовым посиделкам, популярным в «академических» кафе эпохи «протоперестройки». Тогда не существовало границ между музыкантами и нами, потребителями их творчества. Сидели за одними столиками. Пластинки с советских фестивалей обсуждали наряду с работами зарубежных грандов, Грапелли сравнивали с Голощёкиным и Ливенштейном, делились впечатлениями от бесконечно посещаемых концертов «Каданса», «Аллегро», квартетов Чекасина или Вишняускаса. За пределами синкоп музыки для нас было мало. 

Беличенко осмеливался заговаривать о провинциальности и вторичности отечественного джаза. Выглядело экзотично. 

Сейчас у меня в руках учебник, где автор подробно разбирает всё то, о чём говорил всегда, и развивает свои мысли, иллюстрируя их как личным опытом барабанщика, так и ссылками на авторитетные источники. Труд по-хорошему потрясает. Книга удалась Билли Чен Коу! Он то опирается на Коллиера, говоря об изначальной чёрно-белой природе джаза, то полемизирует с Югом Панасье, считавшим джаз творчеством пьяных негров, то обращается к афро-американским исследователям, утверждающим, что африканской народной музыке менее всего присуща импровизационность. 

Где и когда стал джаз искусством импровизации? Ищите сами. В книге Беличенко ответов вы найдёте больше, чем сможете задать вопросов. 

Труд Сергея Андреевича нелёгок для восприятия. Он предельно серьёзен и рассматривает предмет не со стороны «выпили-поболтали», а из глубин Культуры. С дотошностью врача автор препарирует и вновь сшивает ткань истории синкопированного музицирования. Не зря в Сибири говорят, что Беличенко – лучший барабанщик из гинекологов (а Сергей работал акушером) и лучший гинеколог из барабанщиков.
Книга имеет лишь один недостаток: для учебника в ней недопустимо мало корректорской работы.
 
Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS