Институциональные особенности отечественной джазовой культуры (1922–2006). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 412 с.
Билли Чен Коу. Так подписывал Сергей Андреевич свои статьи в издаваемом им в 80-е джазовом журнале «Квадрат». Книжки были машинописными, изготовлялись в Новосибирске. Интеллектуальный уровень «Квадрата» был чрезвычайно высок даже для того времени, про нынешнее же умолчу вовсе.
С Беличенко я знаком по джазовым посиделкам, популярным в «академических» кафе эпохи «протоперестройки». Тогда не существовало границ между музыкантами и нами, потребителями их творчества. Сидели за одними столиками. Пластинки с советских фестивалей обсуждали наряду с работами зарубежных грандов, Грапелли сравнивали с Голощёкиным и Ливенштейном, делились впечатлениями от бесконечно посещаемых концертов «Каданса», «Аллегро», квартетов Чекасина или Вишняускаса. За пределами синкоп музыки для нас было мало.
Беличенко осмеливался заговаривать о провинциальности и вторичности отечественного джаза. Выглядело экзотично.
Сейчас у меня в руках учебник, где автор подробно разбирает всё то, о чём говорил всегда, и развивает свои мысли, иллюстрируя их как личным опытом барабанщика, так и ссылками на авторитетные источники. Труд по-хорошему потрясает. Книга удалась Билли Чен Коу! Он то опирается на Коллиера, говоря об изначальной чёрно-белой природе джаза, то полемизирует с Югом Панасье, считавшим джаз творчеством пьяных негров, то обращается к афро-американским исследователям, утверждающим, что африканской народной музыке менее всего присуща импровизационность.
Где и когда стал джаз искусством импровизации? Ищите сами. В книге Беличенко ответов вы найдёте больше, чем сможете задать вопросов.
Труд Сергея Андреевича нелёгок для восприятия. Он предельно серьёзен и рассматривает предмет не со стороны «выпили-поболтали», а из глубин Культуры. С дотошностью врача автор препарирует и вновь сшивает ткань истории синкопированного музицирования. Не зря в Сибири говорят, что Беличенко – лучший барабанщик из гинекологов (а Сергей работал акушером) и лучший гинеколог из барабанщиков.
Книга имеет лишь один недостаток: для учебника в ней недопустимо мало корректорской работы.