В Центральном доме художника завершила свою работу выставка произведений участников Второго международного художественного симпозиума «Аланика».
Зал для проведения выставки под многообещающим названием «Ковчег» был безвозмездно предоставлен Международной конфедерацией союзов художников не случайно – это был акт поддержки участников симпозиума в их стремлении сохранить самое дорогое на сегодняшний день: открытое пространство добра, недоступное смерчу орудийных залпов. В августе 2008 года участники симпозиума одними из первых подали голос в защиту ценностей мирной жизни в дни трагедии в Цхинвале.
На симпозиум в Северную Осетию в августе этого года приехали живописцы, графики, скульпторы из Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодара и Ярославля, из Махачкалы и Цхинвала, а также из Австрии и Бельгии, Израиля и Венгрии. Вот уже второй год симпозиум проводится при непосредственном участии и поддержке правительства и Министерства культуры Республики Северная Осетия – Алания. А такой подход к делу даже в мировом масштабе – явление уникальное. Как отметил на открытии выставки председатель правительства РСО-Алания Николай Хлынцов, проведение симпозиума – это не самоцель, а этап пути, по которому уверенно идёт сегодня искусство Северной Осетии.
В ЦДХ были выставлены не все работы художников – участников симпозиума, но атмосферу его можно было уловить по стремительному и молодому движению линий и красок, по той тёплой встрече, которая была уготована каждому гостю. 24 участника в возрасте от 25 до 55 лет – 24 взгляда на мир, имеющих общим истоком то, что они сами назвали словом «Ковчег». Сквозная тема выставки – тревожный август 2008-го.
В начале августа участники симпозиума разместились в горном ущелье Цей, красивейшем месте, давно облюбованном горнолыжниками. Неожиданно для всех выбранная заранее тема симпозиума – спасение в «духовном ковчеге» – оказалась созвучной разразившейся трагедии в Южной Осетии. «Какое-то ощущение тревоги чувствовалось, когда мы только ехали в Цей, – вспоминает художник Владимир Мигачёв, куратор симпозиума. – Думаю, на нас подсознательно действовали какие-то силы, которые может чувствовать только художник. И получилось так, что мы на самом деле побывали в ковчеге. Мы поработали так, как требовало время и к чему взывало пространство. Ну а что из этого вышло – расскажут наши работы». Работа самого Владимира Мигачёва – триптих «Пепел-1. Пепел-2. Пепел-3» (где тема страдания проступает рельефно и в прямом, и в переносном смысле, так как при работе использованы не только краски) – выступает как призыв осмотреться вокруг и подумать, стоит ли продолжать в том же духе.
Ещё один участник симпозиума – Владимир Зассеев – родом из Цхинвала. На выставке представлен его коллаж «Агрессия» – всплеск чувств и воспоминаний, мощно воздействующий на зрителя.
А 9 августа в ущелье Цей художники провели акцию пеленания градобойной пушки символической радужной лентой, созданной тут же, на месте. И в ствол орудия заложили букетик горных цветов. Как написал в предисловии к каталогу симпозиума Валерий Цагараев, «в эти трагические дни художники показали, что искусство сильнее пушек… Не сюжетная трактовка, а дух произведения откликается на окружающую реальность, передавая её сокровенные смыслы».
Художник из Южной Осетии Нодар Абаев не был участником симпозиума, но он приехал в Москву на открытие выставки, чтобы погрузиться в атмосферу «ковчега надежды». Его двоюродная сестра погибла в те дни, окна его полуразрушенного дома, как и у многих в округе, затянуты плёнкой вместо стёкол, глаза от расспросов становятся влажными, но и в этих условиях он работает.
На открытии выставки в ЦДХ был показан фильм о событиях тех трагических дней и об истории создания многих произведений на симпозиуме. Встречу провела заместитель министра культуры РСО-Алания Галина Тебиева.
«Ковчег (четыре части)» – так называется работа Ольги Кулагиной из Москвы. Она иллюстрирует свой труд стихами К. Хетагурова: «Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – отечество моё». Пожалуй, лучше и не опишешь словами те чувства, что переданы на полотне.
Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров как поэт и публицист всегда выступал против невежества и национальной розни, но он был также и первым осетинским живописцем. Современное искусство – словно изящный листок в кроне народного дерева. Если и сорвёт его осенний ветер, по весне он вырастает вновь. Лишь бы стоял ствол и питали его корни, лишь бы не захлестнули волны времени ковчег родной земли.