В канун нового года учёные советы вузов начали спешно рассылать соискателям кандидатских и докторских степеней телеграммы с сообщением, что теперь им надо иметь соответственно не 1 и 7 так называемых ваковских публикаций, а 3 и 15. Приведёт ли это к улучшению качества исследований? По мнению нашего автора Александра Скворцова («Плати и защитишься». – «ЛГ», № 13), подобная мера ситуацию только ухудшит. Серьёзные учёные будут годами (!) ждать свои 15 публикаций, а толстосумы-псевдоучёные легко и быстро соберут необходимые дензнаки и как ни в чём не бывало пойдут в науку.
Так как же вернуть ценность научного звания? Об этом сегодня размышляют наши авторы и читатели.
Совершенно согласен с позицией А. Скворцова. Вроде бы рациональная и позитивная идея борьбы за качество диссертаций на деле обернулась своей противоположностью. Аспиранты и докторанты вынуждены тратить не только деньги (это уж само собой), но и время и силы на то, чтобы «пристроить» свои статьи. Публикация задержалась – задерживается и защита. А время идёт… Разумеется, в редакциях соответствующих журналов на качество статей внимания обращают мало, ибо – уплачено, так что ж тут привередничать.
Список «рекомендованных» изданий и в самом деле выглядит странно. Дело не только в том, что в нём представлены не все научные центры (о чём справедливо пишет А. Скворцов), а ещё и в том, что состоит он по преимуществу из академических и университетских журналов. Между тем в России выходит множество профильных научных сборников и современных изданий, не менее авторитетных, прошедших научную редактуру ведущих специалистов. Но их в списке нет. Оно и понятно: даже при всех своих благих намерениях ВАК не может их все учесть, как не может вникнуть в объём и уровень научной литературы по каждому направлению. Проще пойти формальным путём и механически включить в список «Вестники» крупнейших вузов. Кстати, они, при всём к ним уважении, не имеют такого уж большого научного резонанса и зачастую просто «теряются». Зато профильный сборник или альманах как раз «точечно» попадает в руки специалисту.
Приведу пример из той сферы, которая ближе мне самому. В московском издательстве с говорящим названием «Булат» вот уже семь лет выходит ежегодный альманах «Голос надежды», посвящённый изучению творчества Булата Окуджавы. Это издание – образцовое в научном отношении: все материалы проходят экспертизу в квалифицированной редколлегии. Но оно, конечно, не входит в ваковский список. Между тем публикация в нём реально «весит» уж точно не меньше, чем аналогичная в любом журнале из списка, и непременно попадает в поле зрения любого специалиста. Тем более что выпуски альманаха можно купить в московских книжных магазинах; а где добыть «Вестник» N-ского университета?
Поскольку составление оптимального списка изданий невозможно, нужно его просто-напросто отменить, юридически признав тем самым простую и очевидную вещь: реальный уровень публикации и официальный статус издания, в котором она появилась, объективно не могут всегда находиться в равновесии. Ваковские требования в данном случае сугубо формальны и оттого – вредны для живой науки.
, доктор филологических наук, профессор Московского государственного областного социально-гуманитарного института, КОЛОМНА