В Госдуме обсуждают ещё один запрещающий законопроект. На этот раз – о табу на квадроберство. Одни говорят, что эту деструктивную идеологию надо немедленно запретить, другие – что никого пока не покусали и потому нечего пороть горячку, третьи предлагают квадроберов просто высмеивать.
Новое модное поветрие – дети, подростки, а всё чаще и совершеннолетние граждане изображают из себя собачек, кошечек, лисичек, волков и прочих братьев меньших. Бизнес, как обычно, тут как тут: налажена продажа масок, съёмных ушей, хвостов и собачьих будок повышенной вместимости для крупногабаритных игрунов – сиди себе лай со всеми удобствами. «Московский комсомолец» сообщает, что одна девушка три года прожила в образе рыси.
А вот ещё новый вид спорта – хоббихорсинг называется. Это когда вполне половозрелые особи скачут на палочке с лошадиной головой. Бизнес тут же наладил производство художественно исполненных лошадиных голов. И-го-го!
Вообще-то палочки-коняшки были в седой древности. В Новгороде найдено больше 10 лошадок XI–XIII веков. Да и кошечки-собачки новизной не блещут:
«Мы вчера играли в стадо, / И рычать нам было надо. / Мы рычали и мычали, / По-собачьи лаяли, / Не слыхали замечаний / Анны Николаевны».
Это стихотворение Агнии Барто из детской книжки 1950 х годов. Отличие от современных квадроберов в том, что и в стадо, и в собачек в книжке Барто играют дошколята. Так оно и было в жизни. И на палочке тоже малышня скакала. А потом скакуну говорили: «Довольно, Ванюша! гулял ты немало, / Пора за работу, родной!» А теперь не говорят. Теперь играть можно до седых волос и далее. И играют. Лайки, смайлики, какие-то дурацкие штуковины, что выдают в магазинах за покупки – всё это медленно, но неуклонно превращает человека в малыша. В весёлого такого позитивного детсадовца.
Сегодня серьёзное воспринимается как нудное и отвергается. Всё должно быть по фану и по приколу. Взгляните на важнейшее и народнейшее из искусств – телевизионную рекламу. Там веселятся, сияя белозубой улыбкой, позитивные, энергичные взрослые детсадовцы. Это раньше смех без причины считался признаком дурачины. Теперь всё не так: надо просто смеяться и веселиться, и есть шанс даже стать президентом Соединённых Штатов. Главное – иметь хорошие зубы. Это и есть эталон современного человека – весельчак-детсадовец.
Современный, извините за выражение, общественный дискурс и вообще вся современная жизнь – это материализация острова дураков, описанного более полувека назад Николаем Носовым в книжке «Незнайка на Луне». Если кто забыл, напомню: это был своего рода Диснейленд, где непрерывно развлекались и, надышавшись отравленным воздухом этого острова, незаметно для себя превращались в баранчиков, которых стригли, а шерсть продавали. Ну чем не современные квадроберы!
Сейчас нередко можно услышать, что-де для современного бизнеса люди – это вторая нефть. Верно, но при одном условии – превращения этих людей в болванов-баранов. А для этого используются технологии острова дураков.
Болваны нужны, чтобы впаривать мегатонны бесполезной чепухи, которую необходимо производить, чтобы не остановились колёса глобальной экономики. Средний человек просто обязан непрерывно хотеть чего-то новенького, прикольненького, ярконького, звучненького. Едва получив это, он должен немедленно начинать хотеть нового – точно такого же, но нового. Это свойство дошкольника: непрерывно хотеть новую игрушку, а получив, немедленно терять интерес к старой. Это касается не только одежды, гаджетов или автомобилей. Это касается и информации, книг, кино, спектаклей, т.е. всего, что продаётся. А для того чтобы человек непрерывно чего-то хотел, его надо превратить в весёленького баранчика.
Герой современной рекламы – оптимистический дебил. Он радостно лыбится стоматологической улыбкой и говорит: «Гы-ы-ы!!!» Этим он и ценен. За это и любим хозяевами острова дураков.
Теперь он стал на четвереньки, залаял и замяукал. Уж не знаю, стóит ли квадроберов запрещать... В любом случае это воздействие на следствие, оставляющее в неприкосновенности причину.