Завершился давно ожидаемый Дальневосточный театральный фестиваль. Он проходил в Амурской области и Хабаровском крае и, помимо спектаклей, вместил в себя много сопутствующих событий: выставки, мастер-классы, специальные показы, творческие встречи. В «отдельное производство» выделены три литературные программы, связанные с именами Достоевского, Булгакова и Чехова.
Первые две программы проходили в Благовещенске, в помещении Амурской областной научной библиотеки, при большом стечении зрителей, в основном молодёжи. К 200-летию со дня рождения Достоевского был организован показ и обсуждение фильма режиссёра Андрея Богатырёва «Белые ночи». Не менее оживлённо прошёл Булгаковский вечер, посвящённый 130-летию со дня рождения писателя. Он завершился показом телефильма «Полёт Маргариты», созданного недавно скончавшимся кинорежиссёром Александром Стефановичем.
Большой интерес вызвала своеобразная композиция по одноактным водевилям Чехова «А как вы изволите поживать?». Внимание зрителей эта премьера привлекла уже тем, что на афишах именовалась как «иммерсивный спектакль». С грехом пополам в конце концов можно выяснить, что это представление, происходящее при участии зрителей. Иначе – погружение зрителей в сценическую среду. Другая оригинальность новинки заключается в том, что спектакль показывается на теплоходе. Причём не стоящем у причала на одном месте, а плывущем по Амуру. Минут сорок в одну строну и столько же обратно. Участие зрителей выражается в том, что им нужно перейти с одной палубы на другую.
Постановщик спектакля Сергей Сотников проявил недюжинную фантазию. «Задействованы» окна, двери и лестницы теплохода. Авторские ремарки остроумно звучат по судовой рации.
Перед началом спектакля зрителей попросили сосредоточиться на действии, не глазеть по сторонам. Но как можно удержаться, когда за окнами проплывают столь красивые сибирские пейзажи. От такого зрелища способна оторвать лишь азартная игра артистов. Пятёрка исполнителей блеснула комедийным мастерством: Оксана Сташенко и Эдуард Флёров («Медведь»), Полина Райкина, Влад Канопка и Максим Колосов («Предложение»). Поскольку схемы обоих произведений идентичны – ближе к финалу заурядная ссора переходит в любовную страсть, авторам удалось создать гармоничное зрелище.
Не за горами зима, реки замёрзнут, навигация прекратится. Однако авторы спектакля не намерены сидеть у моря и ждать погоды. Они планируют подготовить к зиме «сухопутный» вариант своего успешного спектакля, чтобы показывать его круглый год.
Александр Хорт