Словно зубья пилы или иглы ежа,
сомкнутым строем в четыре угла,
вечно ойраты стоят.
В конце лета 1620 года нойон УйзангЦерен гостил у хошутских князей отока Гересчин, кочевавших на северной стороне хребта Алтан Тебши в Семиречье. Вернее – на северовосточной оконечности, между главным хребтом и его отрогом Тастау. Чуть южнее, между главным и хребтами Майли и Борлык, находится проход, называемый Джунгарскими Воротами.
Через этот проход шириной в тридцать газаров1 в течение многих сотен лет шли волны кочевников. Тюркоязычные казахи и киргизы называют Алтан Тебши – Джунгарским Алатау. Со склонов гор стекает множество рек и ручейков, уходящих к Балхашу, Алагтуглыннуру2 и Кёкюргиéннуру3. По семи главным рекам, среди которых крупнейшая Илигол, вся данная местность стала называться Семиречьем – Джетысу. Основную территорию Семиречья занимали роды Старшего жуза4 казахов, или Улужуза.
Второй месяц нойон отдыхал и в то же время вёл деловые переговоры с местными владельцами. Привели его сюда несколько важных причин, заставивших оставить на время свой улус в степях у Эрцисгола5. С полусотней нукеров и двумя хотонами подвластных аратов УйзангЦерен пригнал в Семиречье табун лошадей в триста двадцать голов и сто семьдесят бычковкастратов. Вьючные верблюды везли шкуры и овчины, шерсть и пух.
По договорённости, состоявшейся ещё в прошлом году, гересчинский зайсанг Далантай, приходящийся Уйзангу сватом, вместе со своим скотом должен был и его скот продать, а частью и обменять на необходимые товары в Маверранахре6. Кочевники остро нуждались в товарах, производимых оседлым населением Междуречья.
Постоянно были нужны большие и малые котлы, крупы, мука, хлопчатобумажная бязевая тканьйангбу, шёлк, оружие, благовония и украшения. Военнополитическая обстановка на данный момент благоприятствовала ведению торговли, крупных военных действий в пограничных районах не наблюдалось.
Частыми гостями были мусульманские купцы, перевозившие товары из Китая в Среднюю Азию и в русские владения Южной Сибири. У хошутских владельцев были налажены связи с казахскими султанами и биями, контролировавшиìè торговый путь к среднеазиатским рынкам. Скот должны были гнать в начале осеннего месяца мыши, а пока же он добирал жир на предгорных пастбищах.
Ещё одной важной причиной было то, что дочь УйзангЦерена – Богни была замужем за сыном Далантая. Мать Богни, вторая жена Уйзанга, не отходила от дочери и годовалого внука. По настоянию Сенерхатун7 её кибитку поставили возле жилища дочери. Семнадцатилетний Цульцум, сын нойона от первой жены, руководил полусотней дружинников, а хозяйством и слугами ведал меднолицый Табкаш.
Было ещё одно поручение, о котором мало кто знал. По велению Байбагасбаатра, троюродного брата Уйзанга, нойон должен был прощупать местных хошутских владельцев. Что они думают о нынешнем положении, о раскладе сил в ойратском обществе? Так же они поддерживают главу хошутского племени, как и раньше?
Нойон лежал на мягкой овчине в своей походной юрте и вспоминал свои разговоры с гересчинцами и другими князьями хошутов, приезжавшими из соседних уделов. На пирах, на охоте, в разговорах со многими наедине он понял, что пока причин для тревоги нет, но чтото лишало его обычного спокойствия. Он не мог понять что? Он вновь и вновь вспоминал дни, проведённые в Семиречье, воскрешал в памяти лица, с которыми приходилось общаться. И наконец вспомнил.
Один из зайсангов, приехавший с Или, по имени МалайБегта както обронил, что быстро набирает силу чоросский ХараХула. Никто этому не придал значения, мол, чоросов мало, а хошутов почти половина населения Четырёх Ойратов.
Думы оборвались, снаружи послышался топот, какойто шум и разговоры нукеров с прибывшими. Подняв дверной войлок, в юрту вошёл Цульцум. Поклонившись отцу, он произнёс:
– Аавнойон8, прибыли посланцы от хана Байбагаса.
– Зови, – сказал отец и сел на подушки, прислонившись к решёткам юрты. В помещение торопливо вошёл старший из гонцов. Склонившись перед Уйзангом, он поприветствовал князя, затем произнёс:
– Хан советует вам вернуться в свои кочевья, изменилась обстановка в противостоянии с халхаским Алтынханом, хаскудами Среднего жуза и ногайцами. А возвращаться назад мы должны вместе с вами.
– Хорошо, пусть вас накормят и отдыхайте. Мы ещё побеседуем.
– Аав, видно, чтото случилось серьёзное и у нас? – спросил отца юноша.
– А мне Гунцобгонец сказал, что в кочевьях всё нормально. Я хорошо знаю его племянника Цагалая.
Увидев, что отец молчит и о чёмто задумался, молодой человек замолк. Наконец нойон обратился к сыну:
– Готовьтесь, через три дня уходим. Проследи, чтобы успели отремонтировать телеги, починили упряжи и сбруи. Табкаш пусть осмотрит вьючных верблюдов.
Когда сын вышел, мысли вновь овладели Уйзангом. Если бёлнцгуй9 прислал гонцов, то это неспроста. Он хорошо знал троюродного брата. С самого детства они были привязаны друг к другу. Байбагас был младше Уйзанга на годдва, однако это не мешало их дружбе. Уйзанг происходил от ХатайЭрдени, а Байбагас был старшим из пяти сыновей ХанНойнХонгора. Их деды, Обок Чингса и Бубей Чингса, считались младшими сыновьями в семье Кюн Тегоди, среднего из сыновей Ерек Темура, вошедшего со своим улусом в состав Дербен Ойратов10.
Ерек Темур своё происхождение вёл от младшего брата Чингисхана – Хасара. Кочевал он среди восточных монголов в составе Урянхайского улуса. Позже, когда Ерек Темур прикочевал к ойратам из Внутренней Монголии, то Тогонтайджи дал ему многих людей из разных хошунов. После этого улус Ерек Темура стал называться хошутским.
Благодаря своим способностям, а также богатству и власти Бубей Чингса во всеойратском чуулгане11 имел решающий голос. Впоследствии главенство хошутских князей на съездах Дербен Ойратов не оспаривалось, оно перешло по наследству к ХанНойнХонгору и Байбагасу.
После смерти ХанНойнХонгора его вдова Ахайхатун сама воспитывала своих пятерых барсов, так любовно она называла своих сыновей. Второй сын имел длинное имя Темеде Уйзанг Кёндлнг Дюррегчи Увуш. Обычно его звали КёндлнгУвуш, что означало – Поперечный Убуши. И действительно, он соответствовал своему имени – был коренастым и очень широким в плечах и груди. О его силе ходили легенды среди признанных ойратских богатырей.
Третий из барсов – ТёрюБайху родился в год чёрной лошади (1582). В тринадцать лет он уже прославился как талантливый полководец, разгромив войска кашгарских уйгуров в Южном Притяньшанье. В 1609 году благодаря усилиям ТёрюБайху была предотвращена междоусобная война ойратов с халхами12.
Младшими сыновьями Ахайхатун были Засакту Чингбаатр и Буян Хатунбаатр. Наибольшим влиянием среди ойратов пользовался Байбагасбаатр, часто его именовали ханом. Как первенствующий член ойратского сейма, он сосредоточил в своих руках огромную власть, решал множество вопросов, связанных с правлением, законами, религией, внешними связями, военными действиями. Хошутский хан имел большой авторитет среди феодалов соседних государств.
В воспоминаниях прошло немало времени. Вечерняя прохлада заставила слуг опустить войлочные покрытия на решётки юрты и зажечь масляные светильники. Нойон распорядился позвать старшего из гонцов, принести еды и кумыса.
– Гунцоб, – обратился он к сорокалетнему худощавому степняку. – Угощайся и расскажи, как там дела в наших кочевьях, прошло два месяца, как я уехал с берегов Иртыша.
Гунцоб поблагодарил нойона, прочёл молитву и попробовал угощение.
– Ааканойон13, всё нормально. Стада твои и табуны привольно пасутся на пастбищах, отход животных небольшой, вскоре начнётся отбивка молодняка. Твои старшие сыновья и братья постоянно при делах. После вашего отъезда ушла к бурханам Сартайэджи14 – жена вашего авги15 Шукера. В семьях двух ваших племянников пополнение, родились мальчик и девочка.
Они ещё долго говорили о родном нутуге16, о войнах ойратских владельцев с башкирами и ногайцами. После ухода нукера пришли управляющий хозяйством, супруга Сенер с дочерью, худнр. Все уже знали, что через три дня княжеский караван тронется в обратный путь. Поджарый, немногословный Тавкаш получил подробные наставления от хозяина и ушёл по делам, а Уйзанг поделился новостями с родными и близкими.
1 Газар – мера длины, 576 метров.
2 Алагтуглыннур (калм.) – озеро Алаколь.
3 Кёкюргийннур (калм.) – озеро Сасыколь.
4 Старший жуз – конфедерация казахских племён, ханство.
5 Эрцисгол (калм.) – Иртыш.
6 Маверранахр – междуречье Сырäарьи и Амуäарьи.
7 Хатун – почтительное обращение к родовитой, замужней женщине.
8 Аавнойон (обращение, калм.) – отецкнязь.
9 Бёлнцгуй (калм.) – троюродный брат.
10 Дербен Ойрат – союз западномонгольских племён.
11 Чуулган (общемонг.) – съезд, сейм.
12 Халхи, халхасцы – жители Восточной Монголии.
13 Ааканойон – почтительное обращение к старшему (князю).
14 Эджи (калм.) – бабушка.
15 Авг (общемонг.) – дядя по отцу.
16 Нутуг (общемонг.) – кочевье.