Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Ви'дения и виде'ния

01 января 2007

ПЕРЕЧИТЫВАЯ

Драгоценная прохлада серебра, чуть колющая своими невидимыми стрелами и свежая. Это – стихи Игоря Шкляревского.

Может быть, потому, что в них много бодрящей прохлады «и веселящий душу холодок».

Даже избавление от болезни любви, которая отпустила, сравнивается с погружением сломанной руки в спасительный холод ручья.

Этот серебряный холод – живая бодрость ослепляюще высокой духовности. В его стихах очень ясное, кристально прозрачное в´идение, как будто пишущий их только что вышел из воды и в глазах, как линза природы, растёкшаяся капля, дающая особое преломление света и удесятеряющая чёткость зрения.

Сквозь неё отчётливее видны детали мира, видимого или творимого.

И со всем в этом мире, почти физически, – духовное взаимодействие и даже плотное соприкосновение – «донашиваю жизнь свою земную».

Всё – живое для глаз, в которых линзы, позволяющие обнажённо и трепетно видеть то, что нельзя уловить обычным зрением: «шарами захлебнулись лузы!» – можно ли точнее передать энергию игры? И не поэтическое ли видéние это?

В стихах Шкляревского сквозит обострённое ощущение вселенной, частицы которой – и мотылёк, шуршащий у старой лампы, и музыка Грига, и могилёвское лето с его полустанками и грибными дождями.

Совмещение и взаимопроникновение пространств, как слоёв, пластов видимых и того, что за их пределами: В стеклянном шкафу отражается даль, / и белое облако вдруг наплывает / на русский Толковый словарь, тасующиеся карты прошлого, настоящего и будущего земного времени: / всё, что было, – ещё впереди / и того, что за ним: Я на небе танцую с Еленой, / не простившись ещё на земле / – связывают сюжеты судьбы с пространством вечности.

Никогда прямо не формулируя, Шкляревский стихийно преподносит эмоциональный образ предмета или события.

Стихийность ведёт непредсказуемо уверенно, сама всё решая, она-то знает, как построить стихотворение. Только ей доверяется вкус поэта.

Мир струится, трепещет и движется, оставаясь неподвижным:

В миражах флорентийского зноя
над холмами струятся столбы.
Даль блестит, и шоссе золотое
догоняет поля и сады.


И опять – драгоценный мираж, драгоценный мир, отражённый в зеркале воды, в зеркале духа:

На закате в зеркале воды
Монастырь белеет, и сады,
И уклейки заплывают в кельи –

нежный вариант Сальвадора Дали, где блаженный лепет многократно повторённого клейкого звука «л»:

Папиросу курит рыболов.
Это – я!
А под зелёной ивой –
Млечный Путь
сверкающих мальков.

Как неожиданно упоительно отпущена рифма, выражая этим и подтверждая хрупкость видéния на закате. Как обвораживающе непо­средственно, по-юношески свежо и к тому же звонко и с характером утверждения произнесено: «Это – я!» – оправданный «апломб» уверенной свободы.

Шкляревский стремится свести слова до предельного минимума. Ему отрадно подняться даже выше немногословия и вплотную прильнуть к сути звуковой мелодии, самозабвенно растворяясь в ней:

Громыхали ночные июльские
грозы,
В мокром платье
она приходила ко мне,
И шумели берёзы
в чердачном окне.

«В мокром платье»… – и пауза потери дыхания от восторга, а в строке – выраженная лесенкой.

И если бы не было слова «в мокром», слова, от которого вспыхивает весь сюжет, которое уже самим своим звучанием влажно прилипает, – невозможно было бы создать то, что создано. Какое живое пространство и сколько в нём воздуха!

Власть поэтического в´идения переделывает реальность –

озяб… но в спичечной коробке
с десяток золотых костров.

И вот они загораются перед глазами, те, которых и нет, но которые живее существующих.

У Шкляревского много стихов силы и сжатости ткани японской танки, где всегда – бездны.

Проезжая лунный полустанок,
Женщине со связкою баранок
Жаловался на судьбу сосед,
Но остался только лунный свет.


Писали о том, что Шкляревский отчуждён в природу. Так ли это? Такая интонация любви и сострадания здесь, не выпяченного и опять напрямую не сформулированного. С холодящим ощущением того, что и это, как и всё иное, «общей не уйдёт судьбы!» Лёгкое прикосновение к поверхности клавиши – и идёт глубинный густой звук.

Ещё в стихах – щемящее чувство ускользающего времени, которое поэт отпускает на свободу:

Елена с моих фотографий ушла…

Чистая, почти с детской горечью, жалоба… Но ведь каждый знает, что уйти с фотографий нельзя. Оказывается, можно… Действительно ушла, потому что должна была там находиться и находится. Но этого поэт не произносит, так как первая реальность со своей банальностью – не область Поэзии.

Но вот ещё один ошарашивающий «выстрел» вспышки Духа:


Идёшь вечерними полями –
в траве намокли и шуршат
и вспыхивают под ногами
стрекозы в пятьдесят карат…


Можно ведь было бы сказать «лугами», тогда и рифма была бы безупречно точной, полнозвучной, но в слове «полями» – чуть вяжуще-кислящий звук «я» совсем не напряжённо и необъяснимо магически открывает громаду пространства и увиденную красоту, – ещё одно из ряда прекрасных и ярких видéний, бескорыстно и навсегда подаренных нам.

Зоя МЕЖИРОВА

Обсудить в группе Telegram

Зоя Межирова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS