Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 июля 2013 г.
  4. № 29 (6423) (17.07.2013)

Викинги есть. А как же варяги?

16 июля 2013

Сериал «Викинги» (Ирландия, Канада) на Первом канале демонстрируется за полночь, потому, наверное, что там натурально рубят головы и вообще слишком много брутального, такого, что в детское время показывать нельзя. Воинственные язычники, коварный правитель-ярл, бесстрашные герои, их прекрасные жёны-воительницы, кровавые схватки, поединки и битвы. Поражает операторская работа: величественная дикая природа, суровое море, которое в сериале называют океаном, отважные мореходы, живописные фьорды, ладьи-драккары под красными парусами...

Конец VIII века. Балтийские пассионарии решаются на экспансию, которая впоследствии и прославит их. Викинги рвутся на Запад, завоёвывают его богатства, обретая его веру, приобщаясь постепенно к христианской цивилизации. Очень интересное, даже захватывающе сериальное зрелище, прекрасно профинансированное, отменно поставленное и добротно разыгранное артистами, но… не наше. Коробит немного, когда наших предков (их, бедных, викингам надоело грабить, потому они и двинулись в другую сторону) называют в сериале не иначе как «ублюдками с востока».

А ведь к викингам относят и балтийских славян (венды, вагры, руяне…), селения которых располагались на территории нынешних Германии и Польши), и, возможно, именно их на Руси называли варягами. И их дружины призывали «володеть» – защищать славянские города от набегов викингов. Посмотрев сериал, невозможно представить, чтобы Гостомысл пригласил в Новгород не братьев-славян, а кровожадных норманнов, поклонявшихся другим богам, говоривших на другом языке и презиравших «ублюдков с востока». Тем более что викинги-скандинавы действительно двинулись на Запад, добрались до территории нынешних Великобритании и Франции, обосновались там, потом вышли в Средиземноморье и грабили богатые прибрежные города вплоть до Константинополя. Зачем им русские болота и дремучие леса?

И очень захотелось, чтобы подобный фильм, но только о русской старине, сняли отечественные кинематографисты. Как интересно было бы в сериале с неограниченным количеством серий подробно проследить историю рождения русского государства через судьбы Гостомысла, Рюрика и их потомков. И основание Киева – матери городов русских, и выход русичей к Чёрному морю, и походы на Царьград, тоже завоевательские, но завершившиеся крещением Руси…

На канале ТВ Центр демонстрировался познавательный сериал по карамзинской «Истории государства Российского», но анимационный. Канал РЕН показывал опровергающий норманнскую теорию происхождения Руси фильм Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль», но это документальный проект с элементами исторической реконструкции. Канал «Россия 1» демонстрировал глубокий исторический фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Гибель империи. Византийский урок», но это тоже не игровой фильм…

То есть подступы к теме были. Настало время для её художественного воплощения, для создания высокобюджетного, игрового исторического сериала, который был бы неизмеримо более художественным, чем, скажем, показанный на прошедшей неделе аскетично мрачноватый «Раскол». Чтобы его можно было бы показывать детям, чтобы юные граждане России хотели его посмотреть, как их отцы и деды – «Илью Муромца» Александра Птушко, «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна или «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского. Чтобы можно было гордиться своей великой историей, своими героическими предками, а не навязанными, чужими.

А. К.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS