– Виктор Иванович, наша газета одной из первых рассказала в прошлом году (№ 45–46, 2010) о вашем новом проекте – фильме «Дед Иван и Санька». Помнится, я поймал вас на телефоне буквально за пару часов до отъезда в Санкт-Петербург, где планировались съёмки. Тогда в нашей беседе вы сказали, что на главные роли планируются Лев Борисов и Наташа Варфоломеева, юная актриса, но уже сыгравшая несколько ролей. Во-первых, поздравляю, что съёмки завершаются. Во-вторых… Что с главными героями?
– Вы имеете в виду актёров? Лев Иванович Борисов не снимался. Одной из главных причин стало здоровье. Тогда я вам говорил, что он сам очень был этим обеспокоен. Волновался: сможет ли сыграть? Я и режиссёр фильма Иван Мережко уже видели его в этой роли. И ему самому очень хотелось сыграть её. Он стал делать прогулки, холодной водой обливался… Здоровье всё-таки подвело. Когда пришёл к нам в студию, то его дочка помогала ему подниматься по ступенькам. А в актёрской профессии физическое состояние важно. Тем более предстояло много ночных съёмок, съёмок в непогоду, вокзалы, электрички, деревня… Нелегко было найти замену. Неожиданно мы остановились на Валерии Гаркалине. Иван Мережко, кстати, это его дебют, встретился с ним, и оба после встречи были в том прекрасном расположении духа, когда обоим ясно – смогут вместе создать то, что хочется. Это довольно редкая штука в искусстве. Не всегда встречается. Это на уровне ощущений, каких-то внутренних импульсов. Я, конечно, видел почти все актёрские работы Гаркалина. Это прекрасные работы. Но тут я ещё раз убедился, что он удивительный мастер, в котором сочетаются драматизм на грани трагизма и комичность. Что-то от Луи де Фюнеса, но, понятно, что это лишь сравнение. К тому же в его собственной жизни настал момент, когда он всю остроту ситуации – одиночество человека, потери близких, встречу с маленьким, начинающим жизнь в трагических обстоятельствах подростком – воспринимал чуть ли не как свою личную ситуацию. Это и определило наш выбор. Потом увидите на экране, правы ли мы были. Надеюсь, что мы с сыном не ошиблись.
Ещё одно. У Гаркалина большая востребованность. Но он многое отодвинул в сторону. Работал безотказно. Не капризничал, как это сейчас принято у многих звёзд. Никаких там зонтиков под солнце и дождь, никаких отдельных грим-вáгенов, лимузинов к подъезду…
Испытываешь хорошие чувства, когда сталкиваешься с таким талантом, такой ответственностью и мудростью артиста. Господи, жаль, что многие из них этого не понимают. Не понимают, что остаётся настоящее, а не атрибутика, не драгоценности, допустим, Элизабет Тейлор – не по ним ведь будут о ней судить. Та же Раневская умерла едва ли не беднячкой.
– Наташа Варфоломеева. Вы так её нахваливали.
– Сняли другую девочку. Оказалось, что талантливая Наташа всё-таки немножко избалованная, такое дитя Северной столицы (надеюсь, у неё впереди много хорошего). А картине требовалось другое: нужна была девочка-зверёныш, что ли… Судьба ведь её, как помните, драматична. Двенадцатилетняя брошенная девочка. Одна-одинёшенька. И вот дед Иван появляется… Взяли мы на роль питерскую девочку Елизавету Карнаух. Когда мне её Иван первый раз показал, то я засомневался. И ему сказал: уж больно жестковата. Иван показал мне снятые эпизоды. В итоге он прав оказался: она смогла передать много разных красок. Стала любимицей всей съёмочной группы. Лизонька, Лизонька… А сама она просто влюбилась в Ивана Мережко и в своего «партнёра» Гаркалина… Сейчас идёт монтаж. В озвучании, думаю, выровняется, говоря по-киношному, её жёсткий голос, и получится хороший образ. Очень надеюсь, во всяком случае.
– Дед Иван и Санька, обездоленные, несчастные, брошенные, едут с юга на север страны. Многих людей встречают. Это ведь – для фильма – серия актёрских работ.
– Думаю, будет немало интересных открытий. Сейчас, может, упомяну о двух работах. Это работа Владимира Матвеева, актёра Театра Ленсовета, который играет милицейского или полицейского, не знаю, как точно сказать, капитана, начальника опорного пункта на железнодорожной станции. У него своя драма – дочка подсела на наркотики, он в отчаянии. Что делать, не знает. В итоге расстреливает её и всю её компанию. И себе пулю в голову пускает. Это не ради драматизма в сценарии. Это сама жизнь.
– Увы. И я сталкивался с подобным.
– Ну вот… И многие сталкивались. Как тут комментировать?
– Кто ещё занят? Кого упомянуть хотите?
– Питерская актриса Галина Бокашевская играет сельскую женщину. Она сначала берёт к себе на постой, а потом в силу семейных обстоятельств выгоняет деда Ивана и Саньку, а потом вновь принимает их. Такой чисто русский женский характер – от доброты до жестокости и обратно. Бокашевская, по-моему, очень точно сыграла. Увидите.
– Ну и с дебютом вас в режиссёрской роли вашего сына Ивана.
– Я старался быть объективным. Пока рано о чём-то говорить. Но, по-моему, получилось.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
После беседы с художественным руководителем проекта Виктором Ивановичем Мережко я захотел узнать мнение человека, для которого любой фильм – это бизнес. Обратился к продюсеру кинокартины, генеральному директору студии «Янтарь» Дмитрию АНТОНОВУ. Он сказал:
– Картину «Дед Иван и Санька» мы снимаем, говоря профессиональным языком, как восьмисерийный сериал. Но, по сути, это не сериал в сегодняшнем понимании. Это – подзабытый многосерийный художественный фильм. Ведь, согласитесь, мало у кого повернётся язык назвать сериалом, например, «Вечный зов» или «Семнадцать мгновений весны».
Думаю, именно потому, что судьбы героев и сюжетные линии сценария Виктора Мережко, с одной стороны, понятны, а с другой – запутаны так, как может запутать только реальная жизнь, – именно потому это обратило на себя внимание представителей Государственной целевой программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов.
Художественный руководитель проекта Виктор Иванович Мережко по определению не создаёт сериалов. Этот сценарист, которого не только в профессиональных кругах и не столько в профессиональных кругах знают как великолепного драматурга, попросту не умеет писать сценарии, в которых нет ярко и образно выраженных характеров. Вспомните «Родню», «Полёты во сне и наяву»…
Так и в «Деде Иване…» происходит борьба характеров, точек зрения, жизненных позиций. Происходит извечная борьба силы и правды, добра и зла.
Интересно то, что постановку фильма Виктор Иванович доверил своему сыну Ивану. В этом решении есть посыл, чтобы данный драматургический материал переосмыслил человек следующего поколения (я неоднократно был свидетелем творческих баталий в период подготовки к съёмкам).
Важно, чтобы вне зависимости от художественных приёмов сохранилась преемственность нравственных, человеческих ценностей.
Беседовал