20 лет постсоветского Башкортостана пролетели как один миг. 11 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Башкирия стала обзаводиться атрибутами государства: флагом, гербом, гимном, профессиональным парламентом – Госсобранием–Курултаем, собственной Конституцией. Дела в экономике шли ни шатко ни валко. Главное, что началась массовая приватизация гигантов индустрии. Государственный сектор съёживался до размеров шагреневой кожи.
Агропромышленный комплекс, как бодро докладывал его бессменный куратор в ранге вице-премьера, ежегодно увеличивал урожайность, привесы, надои и их переработку. Цифры по зерновым, например, поражали воображение: три, четыре, пять миллионов тонн… Они создавали миражи обеспеченности и продовольственной безопасности. И только сейчас мы представляем реальную ситуацию состояния дел (отнюдь не радужных!) в сельском хозяйстве.
Между тем благодаря бодрым реляциям в Центр на федеральном и даже международном уровне у республики стал складываться имидж региона-донора – самодостаточной территории, республики сабантуев, фестивалей, башкирского мёда, кумыса и курая.
Первая ветвь власти – законодательная в лице Госсобрания–Курултая с завидной регулярностью принимала законы, часто идущие вразрез с федеральными. Одним из них, к примеру, был республиканский закон о гражданстве. Как будто в едином государстве с единым российским гражданством могли существовать республики и регионы со своим гражданством! Это был один из миражей суверенитета.
А многострадальная «суверенная» Конституция!.. Основной закон неоднократно перелицовывался в угоду сиюминутным политическим интересам. Парламент делегировал в верхнюю палату российского Федерального собрания невесть откуда-то взявшихся своих представителей. Один из них, некто Изместьев, до сих пор находится под следствием.
И если в ту пору царила эйфория по поводу создания собственного законодательства, то впоследствии республиканский парламент, порой под давлением прокуратуры и суда, приводил свои законы в соответствие с федеральными. Многотрудные же бдения нынешнего состава депутатов оборачиваются принятием маловразумительных законов наподобие недавнего принятого закона о так называемом комендантском часе для подростков, содержание которого не поддаётся разумному объяснению.
Все эти двадцать лет суверенитета усиленно муссировался тезис о якобы 70–80-процентном «уводе» в Центр из республики собираемых налогов. Особенно постарались на этой псевдонаучной ниве учёные-«суверенитетоведы» из «карманной» Академии наук, созданной опять-таки в период эйфории от провозглашённого суверенитета.
Что до налогов, то ситуация оказалась с точностью до наоборот. По словам нынешнего президента республики Хамитова, 70 процентов налогов возвращаются в республику в виде субвенций, трансфертов, через целевые программы. Так и этот постоянно эксплуатируемый тезис, вызванный суверенитетом, оказался миражом.
Ну а апофеозом ложно понятой суверенности оказался третий Курултай башкир в июне 2010 года, когда записные ораторы во главе с председателем исполкома договорились до того, что в случае направления Центром главой республики, как они выражались, «варяга», народ выступит против… А буквально через месяц первое Госсобрание Башкортостана единогласно (!) наделило полномочиями президента именно «варяга». И что же? Ничего.
Первые шаги нового президента республики Хамитова импонируют подавляющему большинству башкортостанцев. А его заявления, что социально-экономическая ситуация в Республике Башкортостан отнюдь не самая благоприятная, как уверяла нас команда первого президента, были правдивыми и честными. Мы не хуже и не лучше других российских регионов. Трезвый голос вернул нас на грешную землю. Потом выяснилось, что республика задолжала только строительному комплексу 30 миллиардов рублей. Таких огромных долгов нет ни в одном субъекте Российской Федерации.
Ещё, как посчитала Счётная палата РФ, в результате незаконной приватизации ТЭК бюджет из-за «снижения налогооблагаемой базы недополучил налогов, а республика потеряла собственность». Кроме ТЭК Башкирия потеряла свои леса, и теперь надо выяснять, «сколько получили продавцы, кто, что и за сколько купил и увёл…»
А ведь в Декларации о суверенитете торжественно заявлялось, что земля, недра и другие природные богатства на территории РБ есть исключительная собственность её многонационального народа. Очередной вираж суверенитета обернулся очередным миражом!
Сегодня же в национальных республиках России разговоры о суверенитете утихли, и население больше озабочено проблемами роста цен на продукты и тарифы ЖКХ.
Говорят, самое страшное проклятие у китайцев звучит как пожелание жить проклинаемому в эпоху перемен. В этой постсоветской эпохе перемен во времена продекларированного суверенитета мы и живём. Как бы то ни было, эпоха суверенитета – это 20 лет нашей истории. Истории непростой, противоречивой, иногда нелогичной и не поддающейся холодному анализу. Но это, повторимся, наша история, уроки которой, надеемся, помогут избежать ошибок, иллюзий, виражей и миражей на пути к демократическому процветающему Башкортостану.
, доктор философских наук, профессор Башгосмедуниверситета