Виртуальное буриме, или Играем в писателей
Однажды в XVII веке малоизвестный французский поэт придумал игру буриме. Суть игры – коллективное сочинение стихов: каждый участник пишет несколько предложений, читая только последние строки предыдущего участника. В итоге получается довольно забавный стишок. Широкое распространение игра получила много позже – в ХIX–XX веках. В буриме играли студенты и пенсионеры, в общем, все – от мала до велика. Игру взяли на заметку французские сюрреалисты. Так родилось знаменитое: «изысканный труп будет пить молодое вино». Однако история коллективного творчества имеет более глубокие корни: со времён античности и до наших дней люди собирались в группы для совместного написания произведений. Самый говорящий пример современности – пресловутый конвейер по производству детективов под известным женским именем. Те писательские дуэты, которым удалось оставить след в литературе, можно перечесть по пальцам: братья Стругацкие, Ильф и Петров. Представьте себе Льва Толстого, склонённого над рукописью вместе с Достоевским и Тургеневым. Антитезой поговорки «одна голова хорошо, а две лучше» можно, не беря во внимание явления исключительные, подвести итог истории коллективного творчества.
Жаль, что молодые дарования этого не понимают. Отсюда – большое количество интернет-сайтов так называемого интерактивного творчества. Вступив в ряды интерактивщиков, любой желающий сможет стать соавтором и внести свои коррективы в предлагаемые произведения. Правила просты: в соответствии с заданным сюжетом каждый из участников литературной стройки последовательно вставляет свой фрагмент в открытый прозаический текст.
Вот довольно смелая аннотация с сайта «Интерактивная фантастика» (www.fantastica.spb.ru): «Обычные художественные произведения, когда читатель, сидя за книгой, пассивно впитывает информацию, являются данью прошлого. Существуют различные методики, которые позволяют людям, обладающим хорошо развитым воображением, создать нечто своё, например написать собственный роман. Быть писателем для этого не нужно – всё, что от вас требуется, это реагировать на действия соавтора (соавторов)». Не будем увлекаться поиском словесных блох. Ага, значит, «дань прошлому»: чукча не читатель, чукча – писатель. И написал он с соавторами произведение с говорящим названием «Империя маразма», подходящим, к слову, не только для опуса, но и для всего сайта и большинства ему подобных. Особенности сюжета – это его отсутствие. Особенности фабулы те же. Некто под ником longer пишет: «Лишь теперь, скользя пронизанными ступнями по проволоке, лишенный слуха и с торчащими пивными крышками вместо глаз, он был ближе всех. Ближе всех. Ближе себя. Дальше других». Некто Yarjen продолжает: «Сернистое тело longera больше не могло размышлять. Где мои крылья? Я, кажется, потерял рецепт!» Комментарии излишни.
Более интересное явление в сфере интерактивной литературы представляет сайт «Философский штурм» (www.philosophystorm.org). ФШ – это некая лаборатория философского коллективного творчества. На форуме либо в дневниках происходит полемика между участниками сообщества, а её результаты заносятся в «Книгу» (подшивку авторских и совместных текстов) в качестве произведения либо публикуются в бумажном журнале «Философский штурм». «Издание отличается от академических журналов жанровым разнообразием (от серьёзных философских статей и интересных тематических дискуссий до философско-поэтических этюдов и концептуально-художественных работ – живопись, фотография), в содержательном плане издание обладает определённой эвристикой в подходах к разработке классических и неклассических тем философии, сочетает высокий уровень компетенции участников со свежестью мысли и оригинальностью научных и художественных проектов, при этом всё это облечено в интересную форму подачи материалов с упором на концептуализм и художественно-иллюстративную образность», – написано в аннотации к изданию.
Если ФШ – попытка грамотного основательного издания, то сайт «Писаки» (www.pisaki.ru) одним названием даёт понять: серьёзности от нас не жди. В создании пародии «Дом, который построил ЖЭК» на знаменитый английский стишок приняли участие четыре человека. Вышел довольно весёлый стишок с хромым размером. Оригиналу не чета. Но авторы этого сайта в отличие от непризнанных гениев «Интерактивной фантастики» о себе так и заявляют: «Писачим мы спонтанно и сообща. Шедеврами, возможно, не блещем, но зато веселимся от души!»
«Всем желающим особам женского пола ещё в ноябре 2004 года было предложено принять посильное участие в составлении эпохального произведения «99 признаков мужчин, не подходящих для длительных отношений», – объявлено в одном из разделов журнала «Самиздат» (http://zhurnal.lib.ru/). Тут уж женщины постарались. Anonymoys, например, считает, что признак неподходящего мужчины – это «Когда у него денег мало, а он на что-то рассчитывает» или «Когда (мужчина) женат». По мнению некой Лёли, мужчина должен уметь целоваться, а некто Ямочка не любит мужчин, у которых нос картошкой. Однако как женщины ни старались, 99 признаков неподходящего мужчины так и не набралось.
Немало игр интерактивного плана предлагается пользователям Сети на сайте «Физтех» (http://creative.fizteh.ru): «Напиши рассказ», «АссоциациЯ», «Стихотворные баталии» и другие.
Игры подобного плана – жанр ходовой. Бесчисленное количество форумов и сайтов предлагают пользователям «поиграть в литературу». Это нормально, учитывая небывалую популярность буриме в XIX веке. Дело не в самой сути «игры в писателей» – чем бы дитя ни тешилось... Дело в подходе к этой игре. Когда бывшие школьники, по совместительству виртуальные авторы, собираются в группу для написания «Империи маразма», это вызывает улыбку. Но когда эти же школьники утверждают, что «Империя маразма» – новый роман, затмивший «устаревшие обычные художественные произведения», в общем, новая литература, – это уже явление массового невежества и в какой-то мере показатель современной культуры...