Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Виртуозно!

01 января 2007

ОТЗВУКИ

Или «Венгерские танцы» Максима Венгерова

Всё-таки оркестры куда счастливее людей! Начав ещё в октябре прошлого года, «Виртуозы Москвы» продолжают праздновать своё 30-летие и делают это поистине с блеском – в компании звёзд.

Хотя, сознаюсь, цифра «30» в праздничных релизах прославленного коллектива вызывает в первый момент некоторое недоумение: всего-то? Едва возникнув, ансамбль сразу так прочно обосновался на музыкальном Олимпе, потрафив разом вкусам профессиональных гурманов от музыки и при этом безошибочно отыскав путь к коллективному бессознательному самой широкой слушательской аудитории, что теперь кажется: «Виртуозы» были с нами всегда.

И в свой юбилейный сезон детище Владимира Спивакова не почивает на давно заслуженных лаврах, напротив того, проводит его в неустанных трудах: гастрольный тур предусматривает концерты в 43 российских городах и ряде крупнейших мировых столиц.

По случаю столь широкомасштабных празднеств были, конечно, подготовлены и новые программы – с участием дружественных коллективу звёзд мирового исполнительского искусства. В гости к «Виртуозам» уже приезжали Миша Майский и Юлиан Рахлин. Для двух прошедших концертов в Москве и Санкт-Петербурге были приглашены Игорь Четуев, победитель нескольких международных конкурсов, в том числе конкурса им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, один из самых востребованных ныне молодых пианистов, и знаменитый скрипач Максим Венгеров, который последние полтора года появляется на публике не в привычной своей ипостаси, а исключительно с дирижёрской палочкой.

Надо заметить, столь крутой поворот в эволюции всемирно признанного музыканта давно будоражит умы музыкальной общественности. Высказывались и продолжают высказываться драматичнейшие предположения о том, что к дирижированию Венгерова подтолкнула жестокая реальность, обрёкшая скрипача-виртуоза на серьёзную травму плеча. На пресс-конференции, предшествовавшей московскому концерту, эта болезненная тема, разумеется, не могла не всплыть снова. Поэтому новоиспечённый маэстро в который раз с неиссякаемым терпением разъяснил собравшимся, что с плечом у него давно уже всё в порядке, но дирижёром он мечтал стать ещё в самом раннем детстве, с младых новосибирских ногтей, о мечте этой никогда не забывал и даже брал некогда в течение двух с половиной лет уроки у профессора Ваги Папяна и применял их на практике, выступая с камерными оркестрами. Некоторое время совмещать карьеру скрипача с занятиями дирижированием удавалось, но однажды наступил момент, когда нужно было сделать выбор в пользу чего-то одного. И скрипка была отложена… На время, спешим успокоить аудиторию, только на время! Так уже было – когда Венгеров переходил на альт, вдруг увлекался барочной скрипкой или, соблазнясь примером Ванессы Мэй, пробовал скрипку электрическую. Сегодня он говорит, что всё это обогащало его бесценным новым опытом, а его игру – новыми красками. И хотя скрипка – инструмент безумно ревнивый, добиться прощения ему пока что хоть и с трудом, но удаётся.

Ему вообще удаётся многое. Баловень судьбы? Да, безусловно. Счастливый обладатель многочисленных наград и знаменитого «Крейцера» Страдивари, постоянный участник престижнейших музыкальных форумов, профессор и посланник UNISEF, хорошо известный также своей личной благотворительной деятельностью… Всё это – в неполные 35 лет. И поверьте: за всё заплачено сполна.

А что касается нового увлечения… В его недолгой дирижёрской биографии – выступления с симфоническими оркестрами Кракова, Бухареста, Белграда, Брегена и Баку, работа с Verbier Festival Orchestra, БСО им. Чайковского и оркестром Мариинского театра. 24 января в качестве специального гостя Максим Венгеров дирижировал сводным российско-австрийским оркестром на Третьем Русском балу в Вене, а в феврале он стоял за пультом «Виртуозов Москвы». И это было незабываемо ярко – даю слово очевидца.

Программа вечера была составлена именно что празднично и чрезвычайно комфортно для слушателей: Серенада для струнного оркестра Чайковского, Фортепианный концерт ‹ 9 Моцарта, в котором и проявлял соответствующие случаю чудеса виртуозности (noblesse oblige!) ученик Крайнева Игорь Четуев, и, наконец, «Шотландская симфония» Мендельсона, ещё один юбилейный оммаж, приуроченный к 200-летию композитора. Эталонное «бархатное» звучание «Виртуозов» – тот самый «элитный звук», который заворожил некогда девятилетнего вундеркинда Максима Венгерова, впервые услышавшего оркестр во время их гастролей в его родном Новосибирске, – было щедро приправлено пряной темпераментной трактовкой произведений, предложенной виновникам торжества изрядно повзрослевшим с тех пор и перешедшим на другую сторону «баррикад» маэстро Венгеровым. Публика приняла приготовленное для неё в этот вечер пиршество с вполне предсказуемым энтузиазмом и горячо вызывала «аристократов звука» во главе со звёздным маэстро на бис, за что и была вознаграждена зажигательным «комплиментом от шеф-повара» – фирменным венгеровским «Венгерским танцем ‹ 5». Праздник удался окончательно и бесповоротно.

Маэстро Венгерова, с его харизмой, трудолюбием и исключительной жизнерадостностью, ждут, без сомнения, новые прекрасные свершения. А «Виртуозов Москвы» и их поклонников ждут очередные юбилейные концерты – «танцы» с «Виртуозами» продлятся до осени.

Светлана ОСТУЖЕВА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Остужева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS