Или «Венгерские танцы» Максима Венгерова
Всё-таки оркестры куда счастливее людей! Начав ещё в октябре прошлого года, «Виртуозы Москвы» продолжают праздновать своё 30-летие и делают это поистине с блеском – в компании звёзд.
Хотя, сознаюсь, цифра «30» в праздничных релизах прославленного коллектива вызывает в первый момент некоторое недоумение: всего-то? Едва возникнув, ансамбль сразу так прочно обосновался на музыкальном Олимпе, потрафив разом вкусам профессиональных гурманов от музыки и при этом безошибочно отыскав путь к коллективному бессознательному самой широкой слушательской аудитории, что теперь кажется: «Виртуозы» были с нами всегда.
И в свой юбилейный сезон детище Владимира Спивакова не почивает на давно заслуженных лаврах, напротив того, проводит его в неустанных трудах: гастрольный тур предусматривает концерты в 43 российских городах и ряде крупнейших мировых столиц.
По случаю столь широкомасштабных празднеств были, конечно, подготовлены и новые программы – с участием дружественных коллективу звёзд мирового исполнительского искусства. В гости к «Виртуозам» уже приезжали Миша Майский и Юлиан Рахлин. Для двух прошедших концертов в Москве и Санкт-Петербурге были приглашены Игорь Четуев, победитель нескольких международных конкурсов, в том числе конкурса им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, один из самых востребованных ныне молодых пианистов, и знаменитый скрипач Максим Венгеров, который последние полтора года появляется на публике не в привычной своей ипостаси, а исключительно с дирижёрской палочкой.
Надо заметить, столь крутой поворот в эволюции всемирно признанного музыканта давно будоражит умы музыкальной общественности. Высказывались и продолжают высказываться драматичнейшие предположения о том, что к дирижированию Венгерова подтолкнула жестокая реальность, обрёкшая скрипача-виртуоза на серьёзную травму плеча. На пресс-конференции, предшествовавшей московскому концерту, эта болезненная тема, разумеется, не могла не всплыть снова. Поэтому новоиспечённый маэстро в который раз с неиссякаемым терпением разъяснил собравшимся, что с плечом у него давно уже всё в порядке, но дирижёром он мечтал стать ещё в самом раннем детстве, с младых новосибирских ногтей, о мечте этой никогда не забывал и даже брал некогда в течение двух с половиной лет уроки у профессора Ваги Папяна и применял их на практике, выступая с камерными оркестрами. Некоторое время совмещать карьеру скрипача с занятиями дирижированием удавалось, но однажды наступил момент, когда нужно было сделать выбор в пользу чего-то одного. И скрипка была отложена… На время, спешим успокоить аудиторию, только на время! Так уже было – когда Венгеров переходил на альт, вдруг увлекался барочной скрипкой или, соблазнясь примером Ванессы Мэй, пробовал скрипку электрическую. Сегодня он говорит, что всё это обогащало его бесценным новым опытом, а его игру – новыми красками. И хотя скрипка – инструмент безумно ревнивый, добиться прощения ему пока что хоть и с трудом, но удаётся.
Ему вообще удаётся многое. Баловень судьбы? Да, безусловно. Счастливый обладатель многочисленных наград и знаменитого «Крейцера» Страдивари, постоянный участник престижнейших музыкальных форумов, профессор и посланник UNISEF, хорошо известный также своей личной благотворительной деятельностью… Всё это – в неполные 35 лет. И поверьте: за всё заплачено сполна.
А что касается нового увлечения… В его недолгой дирижёрской биографии – выступления с симфоническими оркестрами Кракова, Бухареста, Белграда, Брегена и Баку, работа с Verbier Festival Orchestra, БСО им. Чайковского и оркестром Мариинского театра. 24 января в качестве специального гостя Максим Венгеров дирижировал сводным российско-австрийским оркестром на Третьем Русском балу в Вене, а в феврале он стоял за пультом «Виртуозов Москвы». И это было незабываемо ярко – даю слово очевидца.
Программа вечера была составлена именно что празднично и чрезвычайно комфортно для слушателей: Серенада для струнного оркестра Чайковского, Фортепианный концерт ‹ 9 Моцарта, в котором и проявлял соответствующие случаю чудеса виртуозности (noblesse oblige!) ученик Крайнева Игорь Четуев, и, наконец, «Шотландская симфония» Мендельсона, ещё один юбилейный оммаж, приуроченный к 200-летию композитора. Эталонное «бархатное» звучание «Виртуозов» – тот самый «элитный звук», который заворожил некогда девятилетнего вундеркинда Максима Венгерова, впервые услышавшего оркестр во время их гастролей в его родном Новосибирске, – было щедро приправлено пряной темпераментной трактовкой произведений, предложенной виновникам торжества изрядно повзрослевшим с тех пор и перешедшим на другую сторону «баррикад» маэстро Венгеровым. Публика приняла приготовленное для неё в этот вечер пиршество с вполне предсказуемым энтузиазмом и горячо вызывала «аристократов звука» во главе со звёздным маэстро на бис, за что и была вознаграждена зажигательным «комплиментом от шеф-повара» – фирменным венгеровским «Венгерским танцем ‹ 5». Праздник удался окончательно и бесповоротно.
Маэстро Венгерова, с его харизмой, трудолюбием и исключительной жизнерадостностью, ждут, без сомнения, новые прекрасные свершения. А «Виртуозов Москвы» и их поклонников ждут очередные юбилейные концерты – «танцы» с «Виртуозами» продлятся до осени.