Действие …надцатое. Москва на авансцене. Провинциальная Россия – за кулисами
Дождались! После не одного года тотального государственного забвения всей сферы культурной деятельности, когда театры наши в деловых реестрах иначе как театрально-зрелищными предприятиями не числились и, казалось, прочно утвердились в столь понятной чиновникам сфере обслуживания, когда реформировали их скопом со всеми другими бюджетными учреждениями, жэками, собесами и т.д. (а цель была лишь одна – сбросить с плеч государства лишнюю финансовую обузу), случилось событие экстраординарное. Президент Дмитрий Медведев лично пригласил к себе изрядную группу известных сценических деятелей – и не для того, чтобы наградить или что-то отпраздновать, а для того, чтобы поговорить о насущном, наболевшем в отечественной театральной институции.
Всё-таки удивительная у нас страна! Только личное вмешательство президента (или премьер-министра) способно приостановить рост цен на хлеб, вернуть на прилавки магазинов гречку и… помочь российской Мельпомене. Тем более спасибо, что глава государства смог, захотел понять и вмешаться в важнейшую область духовной жизни страны, явно остававшейся на задворках общественного внимания.
Горько было наблюдать всё последнее время, как культура, и в первую очередь театр, выпадает из числа приоритетных государственных программ, подпадает под безраздельную власть рынка, а прямая зависимость от кассы вслед за этим неизбежно ведёт его к постепенной утрате эстетических и нравственных критериев, к падению профессионализма. В результате – прямая угроза нависла над самим фактом существования величайшего завоевания русской культуры ХХ века – репертуарным театром.
И вот прошла встреча, которая эту угрозу не то чтобы отменила, но… Ведь хозяин её сам инициировал разговор о таких маловедомых зрителям, однако жизненно важных для театров вещах, как налоги на прибыль, затратность и «внерыночная» стоимость искусства сцены, о необходимости гарантированной помощи государства и власти на местах, о трудовых договорах с актёрами и введении для них нового законодательства, о социальной помощи ветеранам сцены и подготовке театральной смены. Не хочется думать, что столь значимый разговор останется лишь памятным эпизодом и не будет иметь продолжения. Уж слишком много проблем накопилось. Часто кажущихся тупиковыми. Особенно в провинции, где условия бытования сценических коллективов, как известно, разительно отличаются от столичных.
Где сплошь и рядом выплата работникам отпускных, оформление очередной премьеры, не говоря уже о приведении в порядок самого здания, становится проблемой неразрешимой. А ставшие в Москве нормой тысячные цены на билеты на периферии просто невозможны: чуть подняли цены (до 300–500 рублей), как продажи в кассах встают, залы пустеют.
На встрече с президентом РФ театральная Россия (то есть внестоличная) была представлена слабо. В особенности в части «драматической». В зале официальной резиденции в подмосковных Горках в этот день сверкали – словно в дорогом антрепризном спектакле – всё больше звёзды, медийные лица: Марк Захаров, Олег Табаков, Лев Додин, Евгений Миронов. Плюс молодые – исключительно модные и раскрученные – Кирилл Серебренников, Дмитрий Черняков, Василий Бархатов, Евгений Писарев. Из почти двадцати приглашённых за всю громадную периферию «отвечали» три руководителя крупных музыкальных театров (Новосибирского, Ростовского, Екатеринбургского) да единственный в своём роде Константин Рехтин – худрук недавно созданного в городе Тара Омской области «новообразования» (что само по себе совершенно замечательно и доказывает: некоторым областным руководителям вовсе не нужны высочайшие указания о необходимости любви к театру).
Одним словом, лица, приглашённые к президенту, и подавляющее число людей, занимающихся театральным искусством в нашей стране, – это, по сути, жители двух разных планет. Спору нет, те, кому повезло обитать близко к солнцу, те, кто сумел добраться до небесных тел с богатым содержанием кислорода в атмосфере и обильными залежами полезных ископаемых, имеют все права быть принятыми и услышанными на самом верху. Но как быть с теми, кто вынужден существовать в условиях разреженного воздуха?..
Вот, скажем, Олег Табаков не преминул заметить в Горках, что театры-де должны сами на себя зарабатывать. Что ж, легко говорить, когда в бывшем Общедоступном Художественном цена одного билета давно доходит до трёх тысяч. Вспоминается старый анекдот: мне бы ваши заботы, господин учитель…
Ситуация классическая: у кого щи пожиже, а у кого жемчуг не самый крупный. Два разных театральных мира – столичный и провинциальный – отличаются разительным образом. Недаром введение в правила существования пресловутой аббревиатуры АУ, то есть экономической модели автономных учреждений, за которую так ратовали в Центре, называя её едва ли не панацеей от всех нынешних проблем, «на местах» оказалась на поверку весьма малопригодной. А федеральное и региональное (не говоря уже о муниципальном) финансирование – это «две большие разницы», априори устанавливающие в нашем закулисном царстве-государстве систему социального неравенства. Известно: какие-то города и веси благодаря просвещённым государевым наместникам живут сегодня очень и очень достойным образом. Хорошо, спору нет, когда губернатор или мэр является завзятым театралом. Ну а если он с младых ногтей не жалует – и подобных примеров сколько угодно – данный вид времяпрепровождения, предпочитая любому спектаклю футбольный матч?
Отныне у нас «все руководители регионов, – цитирую дословно, – должны помочь развитию театров». Президент, кажется, высказался на сей счёт более чем внятно и однозначно. Наступает «золотой век»? Но я бы не спешила трубить в торжествующие фанфары. Во-первых, насильно мил не будешь, и само оказание помощи может, исходя из этого, принять самые неожиданные повороты. А во-вторых, «помощь развитию» есть понятие весьма абстрактное, не имеющее под собой никакого законодательного или просто «чисто конкретного» наполнения. Ведь не одними же в конце концов деньгами всё исчерпывается, в особенности в столь особой и ни на что иное не похожей сфере, как российское сценическое искусство.
И здесь опять-таки могли бы иметь неоценимое значение совет, слово, мнение тех профессионалов, которые благодаря своему колоссальному опыту понимают, чем можно помочь отечественному театру, раскинувшемуся далеко за пределы от Садового кольца, и главное – точно знают, как ему не мешать и не навредить. Могу сразу же, навскидку назвать несколько крупных имён, во многом определяющих собой современную театральную провинцию, многолетних успешных практиков, которые, полагаю, сумели бы сориентировать и первое лицо, и всех заинтересованных лиц в действительном положении дел на бескрайних российских подмостках, равно как и высказаться относительно практического осуществления государственной помощи. Это могли бы быть, скажем, наши патриархи, народные артисты ещё Советского Союза самарец Пётр Львович Монастырский (который, кстати, в эти дни отмечает своё 95-летие! – с чем мы его, пользуясь случаем, от всей души поздравляем) и ростовчанин Михаил Ильич Бушнов или, к примеру, один из самых талантливых нынешних художественных руководителей Отар Джангишерашвили, возглавляющий Волгоградский НЭТ – Новый экспериментальный театр, или первые из когорты замечательных театральных директоров: Виктор Слободчук из Белгорода, Борис Мездрич из Ярославля, Владимир Коревицкий из Тюмени, Евгений Луганский из Ставрополя… Да мало ли у нас в России достойнейших фигур – ярких художников, отменных администраторов, об уникальном актёрском ресурсе я уже и не говорю. Не оскудевает заМКАДная страна сценическими талантами, хотя и служит их непрерывным поставщиком в перманентно прирастающие свежей театральной кровью столицы.
Существует устойчивое и распространённое мнение, что Москва с Санкт-Петербургом забирают всё лучшее, что появляется на российских сценах. Но даже если бы это было и так, за их пределами тоже есть люди, причём по обе стороны рампы, любящие театр. Так, как любим его мы, а может быть, даже сильнее. А потому нуждающиеся в гораздо большем внимании, заботе, поддержке.
...Вдруг увидела по телевизору в гостях у «ночного» Познера одного из самых интересных, на мой взгляд, современных актёров – Владимира Машкова. Действительно мощный русский талант, сполна проявляющийся не только в работах, но и в том, как он думает, говорит…
В программе он часто вспоминал своих родителей, артистов-кукольников, беззаветных, фанатичных тружеников театра, проживших очень нелёгкую творческую жизнь и так и оставшихся, называя вещи своими именами, безвестными. Признаюсь, я плакала, глядя на Володю, – пусть простит он мне эту фамильярность! – ибо в памяти вставал маленький мальчик с такими же, как у мамы, Натальи Ивановны Никифоровой, горящими глазами и чёрными вьющимися волосами (он и сейчас очень похож на свою мать). В ту пору главный режиссёр Новокузнецкого театра кукол, она присылала в редакцию газеты «Советская культура» длинные письма на школьных тетрадных листах, где буквально молила о помощи. Был тяжёлый конфликт с местными властями, и мне, приехавшему из центрального органа печати корреспонденту, удалось помочь ей доказать правоту и даже восстановиться на работе.
А случись подобная ситуация сегодня, думаю я, какой журналист из какой такой газеты способен осуществить, что называется, деятельное вмешательство и реально воздействовать на ситуацию. Да и кто вообще способен теперь это сделать, за исключением президента?
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич, не бросайте театры!