ФЕСТИВАЛИ
XVI Международный кинофорум «Золотой Витязь» проходил в десяти городах Ставропольского края и региона Кавказских Минеральных Вод. За десять фестивальных дней на кинофоруме было показано 260 картин из 34 стран.
В конкурсных программах состязались игровые полнометражные фильмы, телевизионные игровые фильмы; фильмы для детей, а также документальные полнометражные, документальные короткометражные, дебютные и студенческие, анимационные.
Участники и гости фестиваля, среди которых по традиции было немало широко известных российских и зарубежных кинематографистов, побывали в Северной Осетии, в Беслане, проехали с фильмами фестиваля и концертами по боевым частям Владикавказа. Помимо просмотров, творческих встреч «фестивальное созвездие» успело побывать в Свято-Успенском мужском монастыре, Свято-Георгиевском женском монастыре, на Медовых водопадах, в Музее адмирала Колчака и на Домбае. «Золотой Витязь», конечно же, не мог не почтить своим присутствием знаменитые лермонтовские места в Пятигорске. В этом же городе была открыта памятная доска на доме, где жил легендарный актёр Олег Жаков.
И всё же главным, естественно, осталось кино.
Немалая часть фестивальной программы состояла из, что называется, уже отсмотренного – фильмов, прошедших в широком прокате. Но было также значительное число картин новых, многие из которых вырастали до ранга настоящего события. Так, к примеру, приятно удивила казахская «Месть». История вражды двух племён, история того, к чему могут привести слепая ярость и жажда мести, представляла собой экранизацию повести «Степная баллада» известного в республике писателя Абиша Кекильбаева. Вообще особая литературная «составляющая» на этом «Витязе» была явно заметна. Творчеству Николая Гумилёва было посвящено своеобразное кинопоэтическое эссе «Шестое чувство» – рассказ в стихах поэта (в исполнении президента форума Николая Бурляева) о жизни, о творчестве, о времени.
Открытием стал фильм вологодского режиссёра Дмитрия Чернецова «Поэт Николай Рубцов», который получил золото в номинации «Полнометражное документальное кино». Воспоминания современников поэта прекрасно чередовались с взглядом автора на рубцовскую поэзию. Фильм документальный, но в нём присутствовала одна актёрская работа. Замечательный артист Борис Плотников, внешне очень похожий на Рубцова, на экране только лишь рассказывает о поэте, однако у зрителей создаётся впечатление, что сам Рубцов говорит с ними.
Чрезвычайно интересной была и документальная программа, представленная в этом году Сербией. «Искусство дирижирования» Драгомира Зупанца повествовало о мастер-классе известного русского дирижёра Геннадия Дмитряка, который он дал в Летней духовной академии в сербском монастыре Студеница. Молодые дирижёры учатся руководить церковным хором. Главный инструмент дирижёра – руки, и если он в должной мере владеет этим инструментом, то может творить удивительные вещи – это очень тонко и мастерски передано в ленте.
Особо хочется отметить телевизионный фильм Бошко Савковича «В начале было Слово», посвящённый истории и приключениям, выпавшим на долю самой древней сербской книги – Мирославова Евангелия XII века. Во время войн и исторических катаклизмов эта важнейшая для сербской нации реликвия оказывалась на грани уничтожения, передавалась из страны в страну, но всё-таки была найдена и спасена и с немалым трудом. Кстати, уникальное факсимильное издание книги было представлено режиссёром перед фестивальным просмотром.
Картина Бане Милошевича «Косово. Погром без конца» прошла в рамках специальной программы «Кинематографисты против террора». Картина собрана из документальной хроники, снимавшейся автором в течение последних лет, поэтому даёт всеобъемлющую и страшную картину уничтожения сербского населения в Косове, исхода сербов из святой для этого народа земли, осквернения, разрушения древних церквей и монастырей. Во время одного из своих выступлений Николай Бурляев отметил, что «Золотой Витязь» – это именно тот фестиваль, который всегда там, где нужна помощь людям. И прямо в фестивальные дни у его лидера возникла идея о подготовке меморандума в ООН о сохранении Косова: «Мы не должны допустить, чтобы эта часть исконной земли Сербии перешла в чужие, враждебные руки, это всё равно, что нам, русским, сдать Куликово поле или Кремль, или наше славное Бородино».
Много интересного было по разделу «Студенческие и дебютные фильмы».
И прежде всего проникновенные «Куклы» грузинского режиссёра Гванца Сутидзе о кукольном театре, его актёрах и главных зрителях с их непосредственной реакцией, а также картина Анны Булгаковой и Дениса Федорина «До войны я был маленьким», посвящённая трагическим судьбам детей – участников Первой мировой войны.
Вообще членам жюри было сложно выбрать самых лучших, поскольку в этом году конкурсная программа фестиваля, по мнению его президента, была особенно качественной. Среди победителей, например, прославленный обладатель «Оскара», аниматор Александр Петров, удостоившийся «Золотого Витязя» за фильм «Моя любовь». Он о XIX веке, о шестнадцатилетнем гимназисте, живущем в своей собственной «раковине» и сторонящемся реальности. Серебряным призёром в анимационном конкурсе стал режиссёр Сергей Рябов за фильм «Рыбка», продолживший тему такого простого с виду, но такого сложного мира маленьких детей. «Бронзового Витязя» получила Ирина Кодюкова из Белоруссии, совместившая в ленте «Золотые подковы» сразу несколько сказок великого Андерсена.
Обладателями «подиума» в конкурсе для детей стали «Лесной разбойник» немецкого режиссёра Гернота Ролла (золото), «Новая старая сказка» Натали Калашниковой (серебро) и «Дюймовочка» Леонида Нечаева (бронза).
«Золотого Витязя» для документальных короткометражных картин завоевал «Деревенский фотограф» Алексея Погребного. Фильм рассказывает о семидесятилетнем фотографе, потерявшем жену и ушедшем в воспоминания о былом счастье. Фильм «Рай» украинки Надежды Кошман говорит о том, что рай на земле существует. Надо только приехать на Украину, в село Цюрупинск, в дом бабушки Райко… Фильм получил «Серебряного Витязя». Симон Брдар из Сербии в своём фильме «Солнце и колючая проволока» тоже рассказывает о пожилой женщине, чью жизнь никак нельзя назвать райской. Будучи девочкой, его героиня потеряла зрение в нацистском лагере, где её пытали тем, что заставляли смотреть на раскалённое солнце. Этому фильму достался «Бронзовый Витязь».
Обладателем главного приза в конкурсе «Телевизионные игровые фильмы» стал Глеб Панфилов («В круге первом»). «Доктор Живаго» Александра Прошкина уехал с фестиваля с «Серебряным Витязем». Бронза же вновь отправилась в Сербию с режиссёром Здравко Шотрой, представившим фильм «Там, где цветёт лимон». В конкурсе студентов награды распределились между представителями России («Талая вода» Натальи Ивановой), Германии («Обретая почву» Марка Бруммунда) и Украины («Приблуда» Валерия Ямбурского).
Режиссёр из Сербии Синиша Ковачевич получил «Золотого Витязя» в конкурсе игровых полнометражных фильмов. Его антивоенная картина «Сыновья моих братьев» посвящена истории одной сербской семьи, в которой в разные периоды XX века погибли все мужчины. Снявшаяся в этом фильме сербская актриса Лиляна Благоевич получила приз за лучшую женскую роль. Кстати, на финальную церемонию награждения она прилетела прямиком из Канн.
По решению председателей всех жюри во главе с Николаем Бурляевым Гран-при лучшему фильму кинофорума достался – и в этом не было особых сомнений – «Острову» Павла Лунгина. Пётр Мамонов, также довольно предсказуемо, был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Актёру и режиссёру к наградам с некоторых пор не привыкать. Может, поэтому их на Кавказе и не было…
, ПЯТИГОРСК– КИСЛОВОДСК–МОСКВА