ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
. Художник И.К. Пархоменко в лабиринте русской культуры. 1870 – 1940 годы. – М.: Издательство Главархива Москвы, 2006. – 148 с.: ил.
Книга, которая заставляет вновь задуматься о непостижимой прихотливости высшего промысла и в очередной раз поразиться непредсказуемости тех пасьянсов, что раскладывают для человека Судьба и История, подчас вслепую раздающих «кому – позор, кому – бесславье, а кому – бессмертие».
Казалось бы, всё просто: титанический бескорыстный труд во имя благородной цели, две с лишним сотни натурных живописных портретов русских и советских писателей, политических и государственных деятелей, военачальников, учёных и артистов – поражающая воображение, не имеющая аналогов галерея властителей умов и вершителей судеб России в переломные моменты её истории – поистине бесценный вклад в сокровищницу отечественной культуры вообще и гарантированно почётное место в пантеоне подвижников изобразительного искусства в частности. Однако ж вышло иначе…
Иван Кириллович Пархоменко – классический случай «знакомого незнакомца». Имя художника было на долгие десятилетия затянуто пеленой забвения, при том что его работы были известны едва ли не каждому: кисти Пархоменко принадлежат несколько канонических портретов Владимира Ильича Ленина, в том числе – знаменитый детский портрет будущего «вождя мирового пролетариата», сделанный Пархоменко по фотографии, тот самый, где Ленин «…маленький, с кудрявой головой», впоследствии красовавшейся на октябрятских значках.
Богатая на события и встречи биография художника, к описанию которой автор книги подходит весьма ответственно и основательно, выдаёт в Иване Кирилловиче Пархоменко натуру, как говаривали раньше, недюжинную. Детство, отсылающее к чеховскому «Ваньке», отчаянное письмо к императрице с просьбой помочь ему поступить в Петербургскую академию художеств (что интересно, ответ был получен, и даже положительный – делу воспрепятствовало лишь выяснившееся позже малолетство юного дарования). Отрочество, озарённое по-отечески заботливым наставничеством Николая Ге, к которому мальчика направил помещик, сочувственно отнёсшийся к его способностям. Были потом и голод, безденежье, мытарства – до тех пор, пока не определится главный талант Пархоменко, который станет кормить и самого художника, и стремительно разрастающееся число его чад и домочадцев – а именно, написание портретов. Учиться в знаменитой Парижской академии Рудольфа Жульена, учениками которой в своё время побывали Боннар, Матисс, Леже, Бакст и Лансере, Пархоменко едет, уже будучи довольно опытным портретистом, а по возвращении из Франции у него вызревает грандиозный замысел, о котором сам художник пишет так: «… Я затеял написать: целую галерею портретов современных русских писателей… Затея моя интересна, и воплотить её будет не особенно трудно при моей быстроте в работе и при умении схватывать сходство». «Я думаю не о теперешних зрителях, а что моя галерея будет в высшей степени нужна и интересна для следующих поколений». Однако ж известно, что благие намерения нечасто приводят туда, куда было задумано.
Свой замысел художнику, считавшему литературу своей второй страстью, удалось осуществить и за три года собрать галерею, насчитывающую около 90 портретов, идейным центром которой являлся, бесспорно, портрет Льва Толстого (впрочем, Горький язвительно писал об этом: «Представьте себе человека, который ловил-ловил блох и поймал «в том числе» Льва. Храброе лицо!»). Стахановский труд Пархоменко имел большой и по преимуществу доброжелательный общественный резонанс, но абсолютно никакого финансового успеха. Не суждено было оправдаться и надеждам художника на благодарное внимание потомков. Галерею, включавшую в себя живописные изображения В.Г. Короленко, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, А.А. Блока (хороши «блохи»! – заметим от себя), постигла недобрая участь: заметная часть собрания была бесследно утрачена в лихие революционные годы (в том числе канул и бесценный портрет Толстого), а то, что уцелело, рассеяно по городам и весям России и Украины и лежит в запасниках музеев мёртвым грузом…
Феномен уникальной галереи Пархоменко ещё ждёт своего толкователя. Но первые шаги на этом пути уже сделаны, и выход в свет приятной во всех отношениях книги, принадлежащей перу Т.А. Пархоменко, может быть, станет спасительной нитью Ариадны и выведет забытого художника из сумерек лабиринта русской культуры прошлого века на сегодняшний яркий дневной свет.