Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Визит к Минотавру

01 января 2007

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Т.А. Пархоменко. Художник И.К. Пархоменко в лабиринте русской культуры. 1870 – 1940 годы. – М.: Издательство Главархива Москвы, 2006. – 148 с.: ил.

Книга, которая заставляет вновь задуматься о непостижимой прихотливости высшего промысла и в очередной раз поразиться непредсказуемости тех пасьянсов, что раскладывают для человека Судьба и История, подчас вслепую раздающих «кому – позор, кому – бесславье, а кому – бессмертие».
Казалось бы, всё просто: титанический бескорыстный труд во имя благородной цели, две с лишним сотни натурных живописных портретов русских и советских писателей, политических и государственных деятелей, военачальников, учёных и артистов – поражающая воображение, не имеющая аналогов галерея властителей умов и вершителей судеб России в переломные моменты её истории – поистине бесценный вклад в сокровищницу отечественной культуры вообще и гарантированно почётное место в пантеоне подвижников изобразительного искусства в частности. Однако ж вышло иначе…
Иван Кириллович Пархоменко – классический случай «знакомого незнакомца». Имя художника было на долгие десятилетия затянуто пеленой забвения, при том что его работы были известны едва ли не каждому: кисти Пархоменко принадлежат несколько канонических портретов Владимира Ильича Ленина, в том числе – знаменитый детский портрет будущего «вождя мирового пролетариата», сделанный Пархоменко по фотографии, тот самый, где Ленин «…маленький, с кудрявой головой», впоследствии красовавшейся на октябрятских значках.
Богатая на события и встречи биография художника, к описанию которой автор книги подходит весьма ответственно и основательно, выдаёт в Иване Кирилловиче Пархоменко натуру, как говаривали раньше, недюжинную. Детство, отсылающее к чеховскому «Ваньке», отчаянное письмо к императрице с просьбой помочь ему поступить в Петербургскую академию художеств (что интересно, ответ был получен, и даже положительный – делу воспрепятствовало лишь выяснившееся позже малолетство юного дарования). Отрочество, озарённое по-отечески заботливым наставничеством Николая Ге, к которому мальчика направил помещик, сочувственно отнёсшийся к его способностям. Были потом и голод, безденежье, мытарства – до тех пор, пока не определится главный талант Пархоменко, который станет кормить и самого художника, и стремительно разрастающееся число его чад и домочадцев – а именно, написание портретов. Учиться в знаменитой Парижской академии Рудольфа Жульена, учениками которой в своё время побывали Боннар, Матисс, Леже, Бакст и Лансере, Пархоменко едет, уже будучи довольно опытным портретистом, а по возвращении из Франции у него вызревает грандиозный замысел, о котором сам художник пишет так: «… Я затеял написать: целую галерею портретов современных русских писателей… Затея моя интересна, и воплотить её будет не особенно трудно при моей быстроте в работе и при умении схватывать сходство». «Я думаю не о теперешних зрителях, а что моя галерея будет в высшей степени нужна и интересна для следующих поколений». Однако ж известно, что благие намерения нечасто приводят туда, куда было задумано.
Свой замысел художнику, считавшему литературу своей второй страстью, удалось осуществить и за три года собрать галерею, насчитывающую около 90 портретов, идейным центром которой являлся, бесспорно, портрет Льва Толстого (впрочем, Горький язвительно писал об этом: «Представьте себе человека, который ловил-ловил блох и поймал «в том числе» Льва. Храброе лицо!»). Стахановский труд Пархоменко имел большой и по преимуществу доброжелательный общественный резонанс, но абсолютно никакого финансового успеха. Не суждено было оправдаться и надеждам художника на благодарное внимание потомков. Галерею, включавшую в себя живописные изображения В.Г. Короленко, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, А.А. Блока (хороши «блохи»! – заметим от себя), постигла недобрая участь: заметная часть собрания была бесследно утрачена в лихие революционные годы (в том числе канул и бесценный портрет Толстого), а то, что уцелело, рассеяно по городам и весям России и Украины и лежит в запасниках музеев мёртвым грузом…
Феномен уникальной галереи Пархоменко ещё ждёт своего толкователя. Но первые шаги на этом пути уже сделаны, и выход в свет приятной во всех отношениях книги, принадлежащей перу Т.А. Пархоменко, может быть, станет спасительной нитью Ариадны и выведет забытого художника из сумерек лабиринта русской культуры прошлого века на сегодняшний яркий дневной свет. 

Светлана ОСТУЖЕВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS