В театре «У Никитских ворот» с помощью «Знаков» выманили монстров
Живёт себе на белом свете Мужчина. Мирненько-пристойненько так живёт. Никого не убил, ничего вроде не украл. Семья у него, должность хорошая, любовница с ногами от ушей. Сам себя очень ценит, любит и уважает, полагая, что заслуженно. Одно слово – счастливчик! И вот в один далеко не прекрасный, как потом выяснилось, вечер залетает он в своё уютное гнёздышко, дабы предаться любовным утехам со своей длинноногой красоткой, и обнаруживает там… труп. Такой высокий, стройный, можно даже сказать, симпатичный. И всё летит в тартарары.
На поверку-то и семья ему осточертела, и любовница, при всех её прелестях, опостылела, и работа для него сущая каторга. И сам-то он, по большому счёту, не мужик. Корчит из себя мачо, а на деле тварь дрожащая. В общем, вылез-таки на свет божий Миничка-минотаврище, обитавший в закоулках его мелкой душонки. А тут и пассия его подоспела. И оказалось, что «самозапуск» минотавров – штука заразная. Ну, как компьютерный вирус, поскольку «проснувшийся» минотавр норовит и «соседей» своих разбудить. Вот и в любовнице монстр пробудился. И в квартирной хозяйке. И даже в трупе, который взял да и ожил. Так что в «Знаках», драматургическом дебюте Александра Кабакова, имеет место даже не визит, а настоящее нашествие минотавров.
Увенчанному разнообразными лаврами литератору, утверждающему, что «ситуация с литературой не то чтобы грустная, а, скорее, безнадёжная», расхотелось писать романы, и он решил сменить точку приложения своих усилий, оставив в неприкосновенности вектор: сказка-притча-фантасмагория. Что ж, сюра Кабакову не занимать. У него и мент посреди зимнего леса Библию цитирует, и бомж под лохмотьями отутюженный костюмчик с галстучком прячет, и старушка-профессорша юношей нежных со взором горящим на наркоту подсаживает. И зал с неослабевающим интересом следит за тем, чем всё-таки закончатся ночные приключения незадачливых любовников, которые не отказывают себе в удовольствии заняться любовью в непосредственной близости от бездыханного тела.
«Секс» на сцене, да ещё на такой крошечной, как в театре Розовского, – это в буквальном смысле хождение по лезвию бритвы. И надо отдать должное и Марку Григорьевичу, рискнувшему поставить эту пьесу, и актёрам Валерию Шейману (Мужчина) и Юлии Пустовойтовой (Женщина), отважившимся в ней играть: им удаётся держать баланс на тонкой грани, которая отделяет естественность от пошлости.
Вообще в «Знаках» что ни роль, то актёрская удача. Редкий случай по нынешним временам. Великолепна Маргарита Рассказова в роли Ирины Викторовны, безумной профессорши, которая, накачав юного любовника наркотиками, подбросила его «тело» любовнику неюному, дабы отомстить за измену. Колоритен и по-настоящему страшен Вячеслав Гугиев, сыгравший это самое Тело, которое, «воскреснув», расставило все точки над «i». Неуловимо импозантен Юрий Голубцов в своих переходах от бомжа к джентльмену и обратно.
Спектакль, который начинается как фарс, как комедия положений, постепенно обретает размах притчи. Есть знаки предписывающие, предупреждающие. Провидение расставляет их на пути каждого. Но не каждый обращает на них внимание. Сбившемуся же с пути одна дорога – в лапы к своему минотавру, который и слопает за милую душу.
Сцена из спектакля «Знаки»
Мужчина – народный артист РФ Валерий Шейман
Женщина – Юлия Пустовойтова