Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2022 г.
  4. № 39 (6853) (28.09.2022)
Литература

Вкрутить три шурупа

О насыщенной поездке в Уфу

28 сентября 2022
Первый, неоконченный вариант картины  Михаила Нестерова

Айдар Хусаинов, мой старинный приятель, ещё со времён скудной жизни в литинститутской общаге, а теперь главный редактор уфимской газеты «Истоки», давно зазывал меня приехать в его родной город. Да всё никак не получалось: не складывались карты, не сходились звёзды. Но, видимо, настал тот самый подходящий срок – и мне повезло: Ассоциация союзов писателей и издателей умело организовала поездку, руководитель направления по творческим командировкам Мария Базалеева, позитивно заряженная спутница, облекла тёплым, но жёстким крылом опеки, а Айдар Хусаинов подготовил почву для выступления.

Эффект был неожиданным: за двое суток чистого времени удалось предпринять и посмотреть столько, сколько и за две недели, бывает, не сделаешь и не увидишь, а то и за два месяца. Просматривалась какая-то мистическая тройственность во всём: три выступления, три удивительные выставки, три впечатления от живой и мёртвой природы. О каждой троице стоит рассказать по отдельности и с подробностями.

Есть народный способ обучения плаванию: не умеющего сбрасывают с лодки на середине реки или озера, и тот начинает барахтаться – выплывет не выплывет. Примерно такой для меня стала первая встреча, поскольку публикой были дети, отдыхающие в оздоровительном лагере «Акбузат». Детей не проведёшь, не навешаешь лапшу на уши. Да и сами они оказались весьма просвещёнными и талантливыми – читали свои стихи, пели песни. Но что им прочесть? Стихи у меня не то чтобы простые, значит, и прочесть надо самое сложное, но звучное. И – сработало: ребята завалили вопросами и долго не отпускали. Акбузат – белый летучий конь древних башкирских батыров, дальний родственник древнегреческого Пегаса и грузинского Мерани. Вероятно, это родство и оказалось решающим.

На вторую встречу – на открытом пространстве «Арт-Квадрат», окружённом амфитеатром, под палящим солнцем – сошлась, несмотря на полуденное время, уфимская поэтическая элита: старые знакомые и новые незнакомцы, сведённые вместе сугубо профессиональным интересом. Разговор получился доверительным и взаимообогащающим.

Третья – в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди – собрала её постоянных читателей и сотрудников. Нечасто в условиях современного мира возникает возможность ощутить себя полноценным поэтом, а не кем-то ещё, поскольку общество привыкло востребовать иные твои функции – издателя, редактора, переводчика. А тут вдруг раз – и отклик, и понимание, и сверка внутренних часов.

Праздного шатания не выдалось – три уфимские выставки принесли нечаянную радость, сразили наповал. К 160-летию со дня рождения Михаила Нестерова Башкирский художественный музей, носящий его имя, подготовил выставку всех его работ, хранящихся в коллекции, включая запасники. Итальянские пейзажи, виды крутых берегов реки Белой, пронзительные портреты и самый, пожалуй, верх всего – незаконченный ранний вариант знаменитого «Видения отрока Варфоломея», с непрописанными фигурами, но подробно прорисованным пейзажем на заднем плане.

На контрасте с духовидческим посылом Нестерова неожиданно заиграли вполне плотские полотна Давида Бурлюка, в 1916–1918 годах жившего под Уфой, в селе Иглино, и писавшего там колоритных местных жителей, деревенские пейзажи и… дорожную грязь. Картин этого – на мой взгляд, лучшего – периода в его творчестве нет больше ни в одном музее мира, все остались здесь. К 140-летию со дня рождения художника более пятидесяти работ, в том числе никогда прежде не выставлявшихся, составили выдающуюся композицию, которой позавидовали бы лучшие мировые художественные галереи. Здесь тебе и хрестоматийный кубистический «Казак Мамай» с домброй, но грязь… осенне-весенняя раскисшая грязь, переливающаяся, жирная, мастерски выписанная разноцветными мелкими мазками, предстала во всей красе, на пределе эстетики, и не давала никакой возможности оторвать от неё взгляд.

Природа вокруг Уфы в целом похожа на привычную среднерусскую, только холмы выше, реки шире да берега круче. Нестеровские пейзажи как будто сошли с картин и ожили: где-то там внизу протекает Агидель (Белая) – видно всё с отвесного обрыва вдаль километров на двадцать-тридцать. Но и с невысокого известнякового берега узенькой Узени, поросшего кривыми соснами, иван-чаем и чабрецом, открываются просторные виды. Один из источников этой речонки – вода небольшого, но невероятно глубокого Голубого озера (Зянгяр куль), выходящая наружу из карстового разлома, закрученного улиткой. Сюда нас привёз Юсуф, приятель Марии со студенчества, а теперь владелец каменного карьера. Он подарил мне увесистый кусок окаменелого дерева возрастом 250–300 миллионов лет, а по пути в аэропорт рассказывал, как отсыпают башкирские дороги яшмовым гравием.

На здании аэропорта написано заглавными по-русски «УФА» и по-башкирски «ӨФӨ», отчего город в народе прозвали «Три шурупа». Звук ө произносится как немецкий ö (о умляут) или как русское ё без начального йота. Не знаю, кому как, а мне эти три шурупа вкрутились в самое сердце.

Максим Амелин



Тэги: Максим Амелин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сказка с явью грустят наравне

    12.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS