В основу фильма Тимура Хвана «Командир» легла биография Героя Советского Союза генерал-майора Геннадия Зайцева, сделавшего «Группу «А» мировым эталоном антитеррористического спецназа.
«Альфой» это подразделение обычно называют журналисты и люди непосвящённые. Для профессионалов всё суше и жёстче – Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России. 29 июля 1974 года приказом № 0089/ОВ за подписью Юрия Владимировича Андропова в структуре 7-го управления КГБ СССР была создана «Группа «А», в задачу которой входило предотвращение террористических и диверсионных акций. Заглавная «А» означает «антитеррор». В Комитете госбезопасности трезво оценивали реальность этой угрозы, особенно в свете приближавшихся летних Олимпийских игр 1980 года – урок Мюнхенской олимпиады, когда захваченных в заложники спортсменов спасти не удалось, был усвоен вовремя.
Деятельность «Альфы» была и остаётся тайной за семью печатями. До 1991 года о её существовании знали только те, кому это положено по службе. Но и сегодня то, что становится достоянием общественности, – только верхушка айсберга. В 1990 году Георгий Натансон снял фильм «Взбесившийся автобус», более-менее точно отразивший одну из операций по освобождению заложников. С начала 2000-х вышло несколько документальных книг, которым можно доверять. Две из них – «Альфа» – моя судьба» и «Альфа»: дела и люди» – написаны человеком, который знает о «Группе «А» больше, чем кто бы то ни было. Геннадий Николаевич Зайцев руководил этим подразделением с 1977 по 1988 год, в 1992-м вернулся и прошёл с ним, возможно, самые сложные в истории «Альфы» три года (а говорят, что в одну реку нельзя войти дважды!). В некоторых странах Запада к началу 70-х такие подразделения уже существовали, однако советская «Альфа» строилась с нуля – не было ни методик подготовки, ни научно обоснованных критериев отбора бойцов, ни базовых стратегий проведения антитеррористических операций, ни специального вооружения и экипировки. Геннадий Зайцев и его коллеги по кирпичику складывали тот фундамент, на котором стоит нынче Управление «А».
Однажды мемуары командира «Альфы» попали в руки Тимуру Хвану. Мысль снять по ним фильм возникла у него буквально с первых страниц. В мечтах рисовался эдакий блокбастер – зрелищный, динамичный, изобилующий спецэффектами, погонями и стрельбой. Реальность оказалась иной. Геннадий Николаевич (кто поверит, что в сентябре ему исполнится 90!) настоял на том, чтобы фильм до последнего кадра соответствовал подлинным событиям. Если уж решили на экране показать его жизнь, пусть на экране всё и будет как в жизни, которая ничуть не похожа на кинобоевик. Сценарий, над которым Хван работал вместе с Татьяной и Александром Гурьяновыми, уточнялся и переписывался вплоть до отдельных реплик. Художественный фильм выстраивался по законам документалистики, и в этом, на наш взгляд, главное его достоинство. Зрителю, перекормленному виртуальностью, всё сильнее хочется подлинности.
«Командир» снят в лучших традициях отечественного кинематографа: логичный, естественно развивающийся сюжет, отвечающие каждому конкретному временному отрезку костюмы, причёски, реквизит, декорации. Ничего лишнего в кадре, никаких нарочитых спецэффектов, компьютерной графики и прочей «дополненной реальности». Перед нами психологическая драма с грамотно расставленными точками разлома. Напряжение не конструируется искусственно, как это обычно бывает в триллере, а продуцируется самой человеческой природой – в переговорах с террористами одно неверное слово может привести к непоправимому. В актёрский ансамбль были собраны актёры, умеющие существовать в кадре на пределе достоверности, – Нелли Пшенная, Валерий Баринов, Сергей Маховиков, Вадим Андреев, Валерий Афанасьев, Артём Ткаченко, Борис Каморзин. Каково это – входить в кадр, зная, что многие участники и очевидцы событий живы и рано или поздно увидят твою работу. Сложнее всего, конечно, пришлось исполнителю главной роли Кириллу Зайцеву – его герой точно не простил бы артисту ни грана фальши.
В первую очередь фильм адресован молодой аудитории, и его создатели не забыли о том, что с таким зрителем надо говорить на его языке. Поначалу всё будет очень похоже на триллер. Временная отбивка – март 1979 года. Трясущийся от ужаса секретарь американского посольства, обезумевший некто, держащий руку на кнопке самодельного взрывного устройства, и офицер госбезопасности, которому предстоит найти выход из патовой ситуации, не нанеся урона престижу страны, которую он присягнул защищать. Как и когда стал таким мальчишка из богом забытой деревни где-то под Свердловском? Генке Зайцеву было всего одиннадцать, когда он внезапно остался единственным мужчиной в семье: ушедший на фронт отец встретил другую женщину и решил не возвращаться к жене и четверым детям. После седьмого класса пошёл на завод, чтобы помочь матери поднимать сестёр. Не воспользовался отсрочкой от армии, попал в знаменитый Кремлёвский полк. А впереди была «Группа «А».
Ключевое событие картины – операция «Гром». Освобождение захваченных террористами четвероклассников одной из школ Орджоникидзе (нынешнего Владикавказа) 1 декабря 1988 года показано буквально в пошаговом режиме. Тридцать четыре спасённые жизни. Выросшие дети сыграли в фильме своих родителей. Вглядываясь в их лица, с особенной остротой осознаёшь правоту старой истины – страна должна знать своих героев. Даже если сегодня она называется иначе.