Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 марта 2024 г.
  4. № 10 (6925) (13.03.2024)
Телеведение

Вкус настоящей борьбы

«Командир» – документальная точность игрового кино

14 марта 2024
В роли Геннадия Зайцева Кирилл Зайцев

В основу фильма Тимура Хвана «Командир» легла биография Героя Советского Союза генерал-майора Геннадия Зайцева, сделавшего «Группу «А» мировым эталоном антитеррористического спецназа.

«Альфой» это подразделение обычно называют журналисты и люди непосвящённые. Для профессионалов всё суше и жёстче – Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России. 29 июля 1974 года приказом № 0089/ОВ за подписью Юрия Владимировича Андропова в структуре 7-го управления КГБ СССР была создана «Группа «А», в задачу которой входило предотвращение террористических и диверсионных акций. Заглавная «А» означает «антитеррор». В Комитете госбезопасности трезво оценивали реальность этой угрозы, особенно в свете приближавшихся летних Олимпийских игр 1980 года – урок Мюнхенской олимпиады, когда захваченных в заложники спортсменов спасти не удалось, был усвоен вовремя.

Деятельность «Альфы» была и остаётся тайной за семью печатями. До 1991 года о её существовании знали только те, кому это положено по службе. Но и сегодня то, что становится достоянием общественности, – только верхушка айсберга. В 1990 году Георгий Натансон снял фильм «Взбесившийся автобус», более-менее точно отразивший одну из операций по освобождению заложников. С начала 2000-х вышло несколько документальных книг, которым можно доверять. Две из них – «Альфа» – моя судьба» и «Альфа»: дела и люди» – написаны человеком, который знает о «Группе «А» больше, чем кто бы то ни было. Геннадий Николаевич Зайцев руководил этим подразделением с 1977 по 1988 год, в 1992-м вернулся и прошёл с ним, возможно, самые сложные в истории «Альфы» три года (а говорят, что в одну реку нельзя войти дважды!). В некоторых странах Запада к началу 70-х такие подразделения уже существовали, однако советская «Альфа» строилась с нуля – не было ни методик подготовки, ни научно обоснованных критериев отбора бойцов, ни базовых стратегий проведения антитеррористических операций, ни специального вооружения и экипировки. Геннадий Зайцев и его коллеги по кирпичику складывали тот фундамент, на котором стоит нынче Управление «А».

Однажды мемуары командира «Альфы» попали в руки Тимуру Хвану. Мысль снять по ним фильм возникла у него буквально с первых страниц. В мечтах рисовался эдакий блокбастер – зрелищный, динамичный, изобилующий спецэффектами, погонями и стрельбой. Реальность оказалась иной. Геннадий Николаевич (кто поверит, что в сентябре ему исполнится 90!) настоял на том, чтобы фильм до последнего кадра соответствовал подлинным событиям. Если уж решили на экране показать его жизнь, пусть на экране всё и будет как в жизни, которая ничуть не похожа на кинобоевик. Сценарий, над которым Хван работал вместе с Татьяной и Александром Гурьяновыми, уточнялся и переписывался вплоть до отдельных реплик. Художественный фильм выстраивался по законам документалистики, и в этом, на наш взгляд, главное его достоинство. Зрителю, перекормленному виртуальностью, всё сильнее хочется подлинности.

«Командир» снят в лучших традициях отечественного кинематографа: логичный, естественно развивающийся сюжет, отвечающие каждому конкретному временному отрезку костюмы, причёски, реквизит, декорации. Ничего лишнего в кадре, никаких нарочитых спецэффектов, компьютерной графики и прочей «дополненной реальности». Перед нами психологическая драма с грамотно расставленными точками разлома. Напряжение не конструируется искусственно, как это обычно бывает в триллере, а продуцируется самой человеческой природой – в переговорах с террористами одно неверное слово может привести к непоправимому. В актёрский ансамбль были собраны актёры, умеющие существовать в кадре на пределе достоверности, – Нелли Пшенная, Валерий Баринов, Сергей Маховиков, Вадим Андреев, Валерий Афанасьев, Артём Ткаченко, Борис Каморзин. Каково это – входить в кадр, зная, что многие участники и очевидцы событий живы и рано или поздно увидят твою работу. Сложнее всего, конечно, пришлось исполнителю главной роли Кириллу Зайцеву – его герой точно не простил бы артисту ни грана фальши.

В первую очередь фильм адресован молодой аудитории, и его создатели не забыли о том, что с таким зрителем надо говорить на его языке. Поначалу всё будет очень похоже на триллер. Временная отбивка – март 1979 года. Трясущийся от ужаса секретарь американского посольства, обезумевший некто, держащий руку на кнопке самодельного взрывного устройства, и офицер госбезопасности, которому предстоит найти выход из патовой ситуации, не нанеся урона престижу страны, которую он присягнул защищать. Как и когда стал таким мальчишка из богом забытой деревни где-то под Свердловском? Генке Зайцеву было всего одиннадцать, когда он внезапно остался единственным мужчиной в семье: ушедший на фронт отец встретил другую женщину и решил не возвращаться к жене и четверым детям. После седьмого класса пошёл на завод, чтобы помочь матери поднимать сестёр. Не воспользовался отсрочкой от армии, попал в знаменитый Кремлёвский полк. А впереди была «Группа «А».

Ключевое событие картины – операция «Гром». Освобождение захваченных террористами четвероклассников одной из школ Орджоникидзе (нынешнего Владикавказа) 1 декабря 1988 года показано буквально в пошаговом режиме. Тридцать четыре спасённые жизни. Выросшие дети сыграли в фильме своих родителей. Вглядываясь в их лица, с особенной остротой осознаёшь правоту старой истины – страна должна знать своих героев. Даже если сегодня она называется иначе.


Тэги: Премьера Кино
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Непокорённый

    21.05.2025
  • Побег от реальности

    16.05.2025
  • Письма Победы

    15.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS