Какой должна быть современная музейная экспозиция? Как преодолеть так часто встречающееся сегодня недопонимание классической литературы подрастающим поколением? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники V международных Чеховских чтений, прошедших в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова.
В течение трёх дней гости из Санкт-Петербурга, Твери, Ялты и других уголков нашей страны, а также из Беларуси, старались выработать алгоритм работы музейщиков. Ни для кого не секрет, что многих современных школьников больше интересуют компьютерные игры и боевики, а не классическая литература и музейные экспозиции. Тем не менее некоторым музеям удаётся создавать выставки, привлекающие молодёжь.
К примеру, в усадьбе Васильчиковых-Гончаровых, филиале ГЛММЗ А.П. Чехова, работает выставка, представляющая Толстого и Чехова через их предметный мир, через фотографии их современников, что позволяет посетителям ощутить дух того времени. По мнению заместителя директора музея по научной работе Анастасии Журавлёвой, потребность в комментарии такого рода назрела чрезвычайно, и чем больше будет проходить времени, тем больше эта потребность будет расти. Об этом свидетельствуют и заметки школьных учителей, и исследования литературоведов, и даже отзывы самих ребят – посетителей музея. «Экспозиция, которую мы создали, рассказывает не только о Чехове-писателе, она показывает нашим посетителям Чехова в его отношении с родственниками, в его работе земским врачом, в его активной общественной деятельности, в частности, в его участии во всероссийской переписи населения 1897 года», – рассказала А. Журавлёва.
Подобный опыт практикует и Государственный музей Л.Н. Толстого. Заместитель директора по научной работе Тамара Бурлакова подчеркнула особенную роль сопряжения в экспозиции биографии писателя и философии его жизни.
Сергей Кудрявцев, научный сотрудник Музея Максима Богдановича, рассказывая о доме-музее, нелёгкой истории его переноса, потере статуса мемориального, отметил особую роль предметного мира в создании новой, возрождённой экспозиции.
Участники чтений подчеркнули и роль современных технологий в музейном деле. В частности, был рассмотрен опыт применения мультимедийных средств в образовательной программе «Живое письмо». Стоит отметить, что этот проект снискал большую популярность среди школьников г. Чехова, которые не только узнали много нового о переписке Антона Павловича, но и сами учились писать послания близким и друзьям. О современных формах работы с посетителями говорила и Леокадия Бусловская из Дома-музея А.П. Чехова в Ялте.
Подводя итоги очередных Чеховских чтений, их участники отметили, что такие встречи помогают вырабатывать новые подходы к созданию литературных экспозиций, способствуют укреплению связей между музеями, архивами, университетами, культурными центрами России и ближнего зарубежья.