Если Мэри Хэррон в своём «Быть Сальвадором Дали» демифологизировала образ Дали, показав его не только как эпатажного провокатора, но и как больного старика, то Давид Пужоль, в свою очередь, вновь канонизировал художника. Правда, подошёл режиссёр к этому с львиной долей изобретательности. За весь фильм вы ни разу не увидите лицо Дали – в лучшем случае его спину, тень или силуэт – но притом его метафизическое присутствие вы почувствуете в каждом кадре.
Испания, 1974 год. Ещё не рухнула, но близится к своему завершению диктатура Франко. Два брата – непутёвый революционер Альберто (Поль Лопес) и гениальный кулинар Фернандо (Иван Массаге) – вынуждены скрываться от полиции в небольшом прибрежном городке Кадакесе. Там они устраиваются на работу в захудалый ресторанчик «Эль Сюрреаль», которым владеет эксцентричный Жюль (Хосе Гарсия), одержимый лишь одной идеей – привлечь самого Сальвадора Дали. Заведение же больше всего напоминает своего роду святыню, эдакое место поклонения гению художника. Отказавшись от должности шеф-повара в престижном барселонском ресторане, Фернандо, будучи новатором от мира кулинарии, в «Эль Сюрреале» наконец получает возможность творить, не оглядываясь на шаблоны и запреты.
«В ожидании Дали» не фокусируется на самом художнике: куда чаще в кадре будет мелькать его жена Гала. Фанатизм, который испытывает Жюль по отношению к именитому сюрреалисту, сродни религиозному. Он и сам толком не может объяснить, в чём смысл произведений Дали, разбрасываясь высокопарными фразами, едва ли в полной мере понимая значение произносимых им слов. Его вера слепа, но практически непоколебима. Он готов защищать Дали от разного рода «снобов», не преклоняющихся перед гением художника, даже будучи обиженным на него. Главная интрига фильма – явится ли сие «божество» в храм к своему главному священнику.
На самом деле несмотря на то, что сам Дали как персонаж тут скорее часть живописного пейзажа Кадакеса, магистральная идея его творчества достаточно ёмко раскрывается через историю Фернандо, который постоянно экспериментирует на кухне с формой и содержанием блюд. Дали – это свобода в первую очередь от всего того, что принято считать каноничным и обыденным. Конечно же, Дали – это хаос, разрушающий все прижившиеся конструкции, но созидающий на месте них новые – эклектичные и неподвластные пониманию.
«В ожидании Дали» – невероятно обаятельное кино с летней непринуждённой атмосферой. Оно, в отличие от недавнего байопика с Беном Кингсли, лишено драматизма и трагичности. Тем не менее режиссёр Давид Пужоль говорит на сложные темы, затрагивая и природу творчества, и религиозную составляющую всякого культа личности, и даже политику. Один из ключевых конфликтов в сюжете – противостояние охранных структур фашистского режима Франко и протестной молодёжи, которая, хоть и декларирует борьбу против всех форм насилия, самого насилия не чурается. При всём этом лента смотрится на одном дыхании и оставляет после себя исключительно положительные эмоции. Это действительно «вкусное» кино, захватывающе написанное, изящно снятое и отлично сыгранное.