После совместной работы двух мультипликационных гигантов, Walt Disney и Pixar Animation Studios, мы наконец увидели на экранах лучший за последние годы анимационный фильм. Потрясающий своей графикой, радующий сюжетом и персонажами, выделяющийся сразу среди других картин, «Рататуй», уморительная история о крысе, которая мечтает стать шеф-поваром известного парижского ресторана, просто обречён на успех. В крысёныша Реми с добрыми глазками-пуговками и розовым носиком просто невозможно не влюбиться. В отличие oт своих приземлённых сородичей он страстно увлечён едой как искусством. Естественно, волею судьбы Реми попадает в Париж, в знаменитый ресторан Гюсто. Однако владелец заведения только что скончался: не смог перенести разгромную рецензию от вредного ресторанного критика Антуана Эго. Более того: новый хозяин, карлик Живодэр из Италии, интересуется исключительно выходом на рынок мороженых полуфабрикатов. Короче говоря, судьба ресторана да и всей французской кухни теперь находится в лапках Реми и руках его нового друга, уборщика Лингвини.
«Рататуй» Бреда Берда составлен по оригинальному рецепту, где гармонично смешиваются знакомое и новое, приправленное смехом, романтикой, живыми диалогами, интересными поворотами сюжета, захватывающими моментами. Мультфильм оказался по-настоящему добрым, семейным, без «быстроприготовленного» американского юмора, никаких шуток ниже пояса. Но это далеко не единственное, что отличает «Рататуй» от других вышедших за последние годы «продуктов» студии Pixar: «Корпорации Монстров» (2001), «В поисках Немо» (2003), где чётко проведена черта между плохим и хорошим (чтобы ребёнок не запутался). Персонажи однозначны: либо злодей, либо добрый и бесстрашный герой. Здесь же пиксаровцы решили изменить своим принципам. Взять хотя бы мрачного критика Эго. Хороший? Плохой? Злой? С первых секунд кажется, что он – отрицательный персонаж. Но после эпизода c детскими воспоминаниями отношение к ресторанному эксперту изменяется в лучшую сторону.
Художники-аниматоры добились большой достоверности в воссоздании реального мира, смогли убедительно показать своих героев: скажем, испуганный Реми с намокшей шёрсткой кажется совершенно живым существом. Кстати, мультипликаторы Pixar три месяца изучали крыс и наблюдали за их движениями, чтобы точно передать это в мультфильме. Важно ещё то, что персонаж-животное – это не срисованный с определённого типа людей портрет: если в других мультфильмах видно сразу, КОГО играют мультяшки (вспомнить хотя бы зебру из «Мадагаскара» с узнаваемым поведением, знакомым голосом и... великолепными зубами Эдди Мёрфи), то здесь всё типизировано: крыса изображает крысу, человек – человека. Вообще.
Нельзя не сказать о том, где происходят приключения маленького Реми: дом старушки в пригороде, канализация, по которой наш герой попадает в... Париж. Создатели впервые перенесли место действия из Америки в Европу, тем самым изменив настроение мультфильма. Мы действительно попадаем в добрую сказку Старого Света, которую открывает вид на город поэзии, музыки и кулинарии. Эта парижская возвышенность оставила отпечаток на героях, на их речи, поведении, мыслях. Светлое и чистое, хотя и вымышленное начало везде берёт своё.
И, наконец, большое влияние на восприятие фильма оказал качественный перевод. За кадром звучали голоса не эстрадных звёзд сиюминутной славы, а настоящих мастеров: Михаила Козакова, Дмитрия Назарова, Сергея Гармаша и других.
В общем, мультфильм рискует открыть «меню фирменных блюд» студий Pixar и Walt Disney, для которых главной задачей в «Рататуе», кажется, стало не просто привлечь зрителей очередной яркой поделкой, а преподнести необыкновенную историю, которая запомнится надолго своим обнадёживающим девизом: «Готовить могут все!»
В том числе и анимационные картины. Особенно если на «кухне» кроме инструкции по фаст-фуду от Макдоналдса есть настоящая «Книга о вкусной и здоровой пище». Не обязательно, кстати, французская.