Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Владимир ФЕДОСЕЕВ: «Удача» – слово случайное

01 января 2007

ПЕРСОНА

В воскресенье, 25 сентября в 22.40 телеканал «Россия – Культура» представляет прямую трансляцию концерта Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского из Золотого зала Musikverein. Дирижёр – Владимир Федосеев.

Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Владимиром Федосеевым стал первым из российских коллективов, который постоянно выступает с циклами концертов в Золотом зале Musikverein. В этом году оркестру впервые выпала честь открывать новый концертный сезон Золотого зала. В исполнении оркестра прозвучат произведения Чайковского и Шостаковича. Солистка – Арабелла Штайнбахер (виолончель).

Специально для «ЛГ» Татьяна Эсаулова побеседовала с народным артистом СССР В.И. ФЕДОСЕЕВЫМ.

– В Москве немалое количество симфонических оркестров разного уровня. Как оставаться одним из лучших?

– Много работать – репетировать много и со смыслом – с артистическим «тщеславием»; иметь хороших концертмейстеров, закрепляющих полученное от работы с хорошими дирижёрами и своим руководителем.
– Вы впервые открываете новый сезон Золотого зала Musikverein. Что значит для вас и ваших музыкантов это выступление?

– Это случится не впервые. Я ведь с десяток лет был главным дирижёром Венского симфонического, и мы много играли в этом зале. На этот раз впервые предстоит открыть сезон циклом концертов с нашим Большим симфоническим оркестром им. Чайковского. И оркестр, и меня венская публика знает: БСО всегда имел большой успех в этом зале. Он умеет в нём играть, уже чувствует его непростую акустику; чувствует зал, как «ценный инструмент», соучаствующий в концерте. Я надеюсь, может быть, это покажется нескромным: наш оркестр достоин этой чести. Ведь ставшее уже почти циничным отношение к прежним святыням, таким как Мюзикферайн или Большой зал консерватории в Москве, ещё не испортило до конца трепетное отношение к музыке, к местам её рождения.

– Телеканал «Культура» будет транслировать открытие сезона в прямом эфире. Способствует ли практика прямых трансляций привлечению большего количества зрителей к классической музыке? Или это мероприятие ожидаемо только для знатоков?

– Нет, я с большой надеждой отношусь к этому факту и благодарен руководителям телеканала «Культура», потому что уверен: если наше исполнение в слиянии с акустическими особенностями этого красивейшего и прославленного талантами многих поколений музыкантов зала будет способно тронуть или заинтересовать более чем обычную, дорогую нам, аудиторию любителей классики – одна из наших важнейших задач будет исполнена.

– Ожидает ли западная публика услышать от российских музыкантов исполнения прежде всего произведений русской классики?

– В советское время за рубежом наши исполнители преимущественно представляли русскую музыку. Да и до сегодняшних дней эта картина не столь уж изменилась. И нужно как бы «заслужить» право не только смелостью, но и качеством играть, например, в Вене Бетховена или Моцарта. Нужно получить отзывы известных критиков, музыкальных деятелей, даже посетителей концертов и держателей абонементов! Я счастлив сказать, что наш оркестр заслужил и укрепил это право. Мы играем и Бетховена, и Моцарта, и Цемлинского, и Шёнберга, и музыку сегодняшнего дня. Признаться, одной из самых дорогих мне наград явилась Золотая медаль Международного общества Г. Малера за исполнение его музыки.

– Были ли какие-то особые пожелания устроителей к концерту открытия?

– Программы, конечно, обсуждались с художественным руководством Мюзикферайна, с его главою – талантливым и чутким к музыке доктором Т. Ангианом. Обеим сторонам хотелось коснуться Чайковского, так тотально любимого повсюду, но в этот раз показать череду его инструментальных концертов в партнёрстве с хорошими солистами – Е. Леонской, А. Штайнбахер, Т. Васильевой (кстати, скрипичный концерт Чайковского был впервые исполнен в Вене). Я всегда с тоскою слежу за «аккомпанирующими» оркестрами. Для меня – солист и оркестр – равнозначные, равноценные партнёры, столько смысла и красоты в оркестровых партитурах концертов. Постараемся раскрыть всё. И в трёх программах выступлений – три симфонии Д. Шостаковича, главные и разноэтапные – Пятая, Десятая и последняя, Пятнадцатая, премьеру которой в 1972 году играл наш оркестр в присутствии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Сольную партию виолончели, драматургически очень важную, исполнил в присутствии Шостаковича наш молодой тогда Виктор Симон. Он и сейчас будет играть в Вене…

– Великие творения Петра Ильича Чайковского… Что для вас главное в интерпретации произведений этого композитора? Есть ли отличия в интерпретации произведений Чайковского между западными и российскими дирижёрами?

– Это очень широкий вопрос, таким же должен быть ответ… Скажу только, что Чайковский – это будущий композитор. Разные отличия есть, и они будут. Истина – посередине, а вообще-то – на небесах.

– Золотой зал обладает своей неповторимой аурой, несравнимой с другими залами. Как вы это ощущаете?

– Это особое чувство трепетного желания и напряжённое ощущение событийности происходящего не отпускает тебя до последнего звука под сводами зала.

– Зал имеет символическое название – Musikverein – зал общества друзей музыки. В нём собираются тонкие ценители музыкального искусства. А какой зал в России можно сравнить с Золотым?

– Для меня и, думаю, для всех музыкантов среднего и старшего поколения – это Большой зал Московской консерватории. Славная история зала, дух великих русских и европейских художников не должны уйти отсюда. Но совершится это и совершаться будет в наших чувствах, исполнителей и слушателей, только при одном условии: если продолжится хоть хрупкое течение истинного творчества, бесценного чувства восторга перед Великостью Музыки.

– Идёт Фестиваль Большого зала Московской консерватории. Вы принимаете в нём участие? Чего ждёте от вновь отремонтированного зала? Что осталось в памяти от вашей первой встречи с ним?

– Да, мы принимаем участие в этих концертах. Мы ожидаем того же зала, что и был, – в котором исполнители и слушатели не позволили бы опускать художественный критерий… Моя первая встреча с Большим залом была счастьем со странным чувством тревоги или даже страха, каким-то прыжком с высоты в облака.

– Что дирижёр считает самой большой удачей в выступлении?

– Не знаю, «удача» – слово случайное, а дирижирование как искусство далеко стоит от случайных везений.

– Что является, на ваш взгляд, самым тяжёлым в жизни современных оркестровых коллективов?

– Отсутствие экономической базы. Ещё – отсутствие чувства достоинства оркестрового музыканта и оркестрового плеча во имя собственного творчества.

– Гастрольные переезды отнимают большое количество времени, что вы делаете в пути?

– Смотрю новые и старые партитуры, просматриваю (чаще с ужасом) газеты или стараюсь задремать и не думать ни о чём, выпив рюмку коньяка.

– Читаете ли вы современную литературу? Расскажите о ваших предпочтениях в русской и зарубежной классике?

– Честно сказать, очень мало. С восторгом перечитываю Валентина Распутина и Василия Белова, горжусь, что их современник. Открываю столько великих деталей, которых недопонимал по молодости, например у Достоевского. Сейчас на ночном столе «Братья Карамазовы» – старец Зосима, Великий инквизитор – страшные глубины.

– Огромное количество вашего времени занимают репетиции, концерты. А как восстанавливаетесь после напряжённых гастролей? Где отдыхаете?

– На Валдае, в деревенском доме у озера, остаток природы – спасителен.

– Дирижёрами рождаются или ими становятся?

– Рождаются, потом становятся, становятся или останавливаются.

– В следующем году вы отметите 80-летие. Какие знаменательные события украсят жизнь БСО в связи с вашим юбилеем?

– Ничего не отмечаю, не думаю об этом. «Починяю примус», как Бегемот.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS