Музыкальное общество Московской области – творческая организация, деятельность которой направлена на воспитание музыкальной культуры в Подмосковье. Оно ведёт свою «родословную» с позапрошлого века, когда в Петербурге в 1859 году по инициативе А.Г. Рубинштейна вместе с группой музыкальных деятелей того времени на базе существовавшего симфонического общества было организовано Русское музыкальное общество (РМО). Через 10 лет оно становится Императорским, и его возглавляют (естественно, формально) особы царской фамилии. Главная цель общества – «содействие распространению музыкального искусства», а также поддержка русских музыкантов и педагогов музыкальных учебных заведений. РМО проводит огромную музыкально-просветительскую работу, организует музыкальные классы, концерты и встречи с участием известных музыкантов императорских театров. Постепенно география отделений общества расширяется, охватывая многие города России. Большую помощь обществу оказывали отечественные меценаты, а также некоторые царственные особы, проявившие заинтересованность в развитии русской музыкальной культуры.
Сегодня Музыкальное общество Московской области объединяет любителей хорового пения и профессионалов, поставивших задачу способствовать развитию художественного творчества в Подмосковье. Народное музыкальное творчество не может жить без стимула, без выхода на сцену, без сопереживания – иначе оно угасает. Эту атмосферу творческого обмена, в котором огромное значение имеют смотры, фестивали, конкурсы, мастер-классы, семинары, и создаёт Музыкальное общество вместе с Министерством культуры Московской области, музыкальными педагогами, руководителями профессиональных и любительских коллективов и другими многочисленными единомышленниками и партнёрами.
Возглавляет это творческое объединение заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, декан музыкального факультета Московского государственного университета культуры и искусств Владимир ЗАКУТСКИЙ.
– Владимир Иванович, за пределами нашего региона широко известно, что власти Московской области оказывают помощь и поддержку культуре в Подмосковье. В такой атмосфере люди работают с большой самоотдачей и достигают творческих успехов. Но хотелось бы спросить вас в первую очередь не о достижениях, а о проблемах. Какие основные трудности на музыкально-певческом поле приходится преодолевать?
– Среди проблем есть одна очень серьёзная. Поскольку учреждения культуры сегодня передаются с федерального уровня в муниципальное управление, это может повлечь снижение или уменьшение финансирования как досуговых учреждений с их коллективами народного творчества, так и системы художественного образования. Музыкальные школы, клубы, дома культуры могут быть перепрофилированы или попросту закрыты. И в такой ситуации мы можем получить всё увеличивающуюся долю детей, лишённых художественной подпитки. Отрицательные последствия такого явления даже трудно себе представить.
Другая беда, причём не только нашего региона, а всей страны: идёт подмена крупных хоров мелкими ансамблями. А ведь Россия всегда славилась большими хоровыми коллективами, которые характеризовали русское национальное хоровое исполнительство. Но в последние полтора десятилетия им мало уделяли внимания. Большой хор сложно вывезти на гастроли, да и не всякая сцена может вместить его, накладно одеть всех исполнителей в концертные костюмы, не по карману оплатить автобус и т. д. Ансамбли пытаются петь тот же репертуар. Но разве широту русской души, бескрайние просторы России, сам характер русской песни можно выразить в мелких ансамблях?!
И ещё: народ перестал петь. Пройдите вечером по улицам небольшого города или посёлка, и вы не услышите поющих голосов. А раньше даже на выборы шли с песней. Советская песня сопровождала людей во всех проявлениях жизни, все пели.
– Помнится, в каждой школе обязательно был свой хор – непременный коллективный участник детской художественной самодеятельности. А потом уроки пения в расписании заменили уроками музыки, и хоры смолкли…
– В школах была введена система Кабалевского, против которой выступал Георгий Свиридов. Он считал: замена хорового исполнения музыкальным слушанием нанесла большой удар по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Хоровое пение – самый доступный, самый массовый вид музицирования – ушло на второй план. Многие музыканты восприняли это новшество как ущербное явление в системе музыкального воспитания детей.
– На то, что народ перестал петь, вам, Владимир Иванович, могут возразить, мол, у каждой эпохи свой характер, и время массовой песни ушло.
– Это дело рукотворное: массовую песню из нашей жизни изгоняют. В Европе – Англии, Германии, Голландии и других странах – народ хором поёт свои национальные песни даже на футбольных стадионах, и это транслирует телевидение. А чем у нас занят телеэфир? Разве выступают там хоровые коллективы? За последние годы я только один раз услышал по телевидению прославленный Краснознамённый ансамбль Российской Армии имени А. Александрова, и то по 17-му или 18-му каналу и в связи со столетием его создателя и основателя. Ансамбль не звучал ни в юбилей Великой Победы, ни в дни торжеств 65-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. И не случайно, что за последние годы в России не создано ни одного крупного музыкального сочинения патриотического звучания.
Первый удар по советской песне нанесла рок-музыка в период перестройки. Но она, коснувшись лишь узких кругов молодёжи, не стала массовой. Зато следующая волна – попса – всё враз заполонила и убила массовую песню и рок-музыку вместе с ней. Господином положения стал шоу-бизнес с его главным стимулом – коммерческим успехом. «А мы не призваны воспитывать, это не наша задача», – говорят иные деятели. Я думаю, при таком подходе мы можем потерять духовный материк, на котором воспитаны. И что нас ждёт тогда?
Телевидение – «страшная сила» по своему воздействию. Как только показали шоу звёзд на льду на Красной площади, спустя неделю коньки стали в моде не только в Москве. А если каждый день «долбить» с экранов попсой, как это делается сейчас?..
Те, кто проводит такую музыкальную «политику» на российском ТВ, не приемлют русскую национальную культуру. Но обратите внимание: эту мутную волну гонят уже почти два десятилетия, а в народе попса не бытует. Потому что очень сильны корни национального, народного искусства. И в этом наше счастье. Они стали тем буфером, о который рассекается всё наносное. Когда идут концерты народных коллективов, залы битком набиты. Люди соскучились по настоящей музыке, которая много даёт сердцу: на её почве взращивается доброе отношение к людям, уважение к старшим, взаимопонимание, взаимовыручка – то, что мы относим к понятиям нравственным.
Идеология дикого капитализма «Деньги и сила – всё, а нравственность – ничто» привела к слишком большим потерям, производя людей «без тормозов», без принципов, без нравственных ориентиров. Церковь, выступая за сохранение нравственных начал, недавно обратилась к людям бизнеса: экономика должна быть нравственной. Нравственность должна превалировать в здоровом обществе. В решении проблем нравственного воспитания роль нашего Музыкального общества необычайно высока. Мы направляем его деятельность на возрождение и творческое развитие отечественных музыкально-хоровых и хореографических традиций. А в конечном итоге решаем проблему нравственно-эстетического воспитания, особенно детей и подростков.
– Для успеха вашей работы что, на ваш взгляд, необходимее всего?
– Я скажу, что не деньги решают всё. Порой в большей мере, нежели деньги, культуре требуется внимание властей, чтобы человек, облечённый властью, считал культуру не третьестепенным, а наиважнейшим делом. Это внимание я вижу со стороны нашего губернатора Бориса Всеволодовича Громова.
Я шестнадцать раз бывал в разных городах Германии с хоровыми коллективами. Как правило, там поют в храме, концерт открывают настоятель храма, председатель музыкального общества и непременно – глава города, что подчёркивает внимание власти к культуре. В России это внимание в последние годы было растеряно. Но в Подмосковье уже началось пробуждение. Второй Большой областной смотр народного творчества, который Министерство культуры Московской области проводило с активным участием Музыкального общества, дал новый импульс многим жанрам. Повсеместно получил развитие классический танец. Воспрянули оркестры народных инструментов и особенно – духовые. Последние по инициативе нашего губернатора воскресили забытую традицию: играют в парках и садах. А сколько за прошедший год отремонтировано учреждений культуры! В городе Пушкино, где я живу, капитально отремонтирован районный дом культуры, рядом в Красноармейске прекрасно реконструирован дом культуры имени Строгалина. Повсеместно в Подмосковье огромные средства выделяются на культуру. И это греет душу: не всё потеряно, хотя многое упущено.
– К неоспоримым заслугам Музыкального общества Московской области относят возрождение исполнительства духовной музыки…
– От духовной, а точнее – церковной музыки, на которой зиждилась наша тысячелетняя культура, мы были отлучены на десятилетия. В условиях антирелигиозной пропаганды с произведениями, лежавшими в запасниках нотных библиотек, не могли ознакомиться даже специалисты, не говоря уже о любителях. Лишь в перестройку были сняты всяческие запреты, и теперь мы наслаждаемся духовной музыкой, исполняемой не только на больших концертных площадках, но и в камерных залах.
При Музыкальном обществе многие годы существует камерный хор «Виват» во главе с заслуженным артистом России профессором Игорем Журавленко, который поёт церковную музыку. Мы провели серию концертов, фестивалей, семинаров, активно участвовали в праздновании Дней славянской письменности и культуры, благодаря чему этот жанр получил повсеместное развитие.
Я готов низко голову склонить перед энтузиастами из Балашихи. В рамках Дней славянской письменности и культуры они проводят Международные фестивали духовной музыки, собирая коллективы из разных регионов России и из-за рубежа. Ребята встречаются с высокопрофессиональными деятелями музыкальной культуры. Они уезжают с фестиваля окрылёнными, получив большой эмоциональный заряд. И родители видят, насколько это важно – приобщить детей к музыке. А ещё в Балашихе открыли первый в России памятник великому композитору Георгию Свиридову. Вся эта работа ведётся в рамках Музыкального общества Московской области. В Балашихе много наших активистов, среди них Марина Чернова – член президиума общества, заместитель начальника городского управления культуры. Недавно Марина Анатольевна успешно защитила в нашем университете кандидатскую диссертацию.
– Какие мероприятия Музыкальное общество провело вместе с Министерством культуры Московкой области?
– Уже более 15 лет Музыкальное общество сотрудничает с Министерством культуры Московской области. Но особенно продуктивное сотрудничество сложилось в последние пять лет. Реализовано множество интересных совместных проектов по сохранению и развитию традиционной музыкальной культуры Подмосковья. Особенность нашего региона в том, что при его громаднейшем культурно-художественном потенциале, кроме областного Министерства культуры, нет другой организации, которая конкретно занималась бы развитием народного творчества. В других регионах страны, как правило, есть областные Дома народного творчества, а в Подмосковье эту функцию по пропаганде творчества хоровых, оркестровых, хореографических коллективов в определённой мере выполняют совместно Музыкальное общество с Министерством культуры Московской области. И в этой связи хочу назвать ряд совместных мероприятий, которые получили хороший резонанс в районах и городах Подмосковья. Например, Областной Большой смотр народного творчества, в котором принимают участие все жанры. Он идёт в несколько туров, на местах отбираются лучшие коллективы, затем проводятся зональные смотры, победители которых принимают участие в заключительных гала-концертах. Также проводится в Подмосковье уже пятый сезон интереснейшая акция «В городском саду играет духовой оркестр», благодаря которой более 80 духовых оркестров приносят радость нашим жителям. С прошлого года появилась новая форма работы: свои художественные достижения стало показывать село на творческих сельских сходах «Деревенька моя» – это же здорово, когда звучит село! Мастер-класс Государственного оркестра народных инструментов «Русские узоры» под руководством народного артиста России Владимира Зозули – ещё один пример сотрудничества Музыкального общества и Министерства культуры. В 23 районах и городах области уже в пятый раз проводятся мастер-классы для преподавателей детских музыкальных школ, детских школ искусств и для руководителей оркестров домов культуры. Можно и дальше перечислять совместные акции. Главное, что благодаря активному сотрудничеству и помощи Министерства культуры Московской области мы имеем ощутимые позитивные результаты: Подмосковье за последнее пятилетие достигло заметных успехов в сохранении и развитии традиционной культуры и художественного творчества. За этими результатами стоят конкретные люди: министр правительства Московской области Галина Константиновна Ратникова, первый заместитель министра Татьяна Ефимовна Ширшикова, которая является членом президиума нашего Музыкального общества, заведующий отделом министерства Борис Иванович Данков.
– А если продолжить список самых активных членов Музыкального общества?
– В списке наиболее активных членов общества Алевтина Георгиевна Кондратьева – мой заместитель, координирующий все мероприятия, связанные с музыкой, проводимые совместно с Министерством культуры Московской области. Алевтина Георгиевна – член Коллегии и Главной аттестационной комиссии министерства. Член президиума общества Роман Олексюк из Истры отвечает у нас за духовые оркестры, а член президиума Владимир Зозуля – за оркестры народных инструментов.
Хочу сказать, что Подмосковью повезло: не в каждом регионе имеется такой могучий организм, как наш Университет культуры и искусств, который готовит специалистов по всем жанрам. Совместно с Университетом Музыкальное общество проводит оркестровые ассамблеи, на которые приезжают мастера, в том числе из Европы и Америки, повышение мастерства проводится на самом высоком уровне. И такая работа идёт по всем музыкальным направлениям. Например, в феврале мы провели фестиваль народного танца, который показал высокий уровень муниципальных танцевальных коллективов.
Из районов и городов, где наиболее успешно идёт наша работа, кроме Балашихи, назову Дубну и Ольгу Ионову – организатора детской хоровой школы, Ступино и Владлена Володина – члена президиума общества, создавшего свою филармонию, Коломну, Жуковский, Чеховский район, славный народными коллективами.
– Владимир Иванович, недавно при активном участии Музыкального общества Московской области в Москве и Химках прошёл Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве». Какие проблемы обсуждались на нём?
– Подобного рода форум проводился впервые. Симпозиум был организован по инициативе Московского государственного университета культуры и искусств, поддержан Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии и ЮНЕСКО. Среди трёхсот его участников были министры образования и культуры европейских стран, представители глав субъектов РФ, руководители региональных органов управления культурой, главы муниципальных образований, ректоры российских и зарубежных вузов культуры и искусств, послы и атташе по вопросам культуры, народные артисты России с мировым именем, представители образовательного сообщества сорока двух стран. В работе симпозиума приняли участие представители Президента и Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания.
Первый день форума прошёл в московском «Президент-отеле», секционная работа второго дня велась в нашем Университете, который расположен в живописном районе Химок.
– Ваш вуз имеет амбициозное устремление в скором будущем стать «Российским Оксфордом» для студентов и для всего мирового образовательного пространства, ведь МГУКИ – главный в нашей стране центр образования в сфере культуры и искусств…
– …и не случайно в заключительной части пленарного заседания состоялось вручение мантии Клуба ректоров Европы ректору МГУКИ, доктору экономических наук, профессору, заслуженному работнику культуры РФ Надежде Кротовой.
Основная задача симпозиума – определение стратегии развития российских вузов культуры и искусств в контексте Болонских соглашений, выработка механизма согласования и оптимизации образовательных систем при сохранении уникальности отечественных образовательных традиций с целью формирования механизмов академической мобильности. Кроме пленарного было проведено восемь секционных заседаний по различным отраслям науки и искусства.
Главным в работе нашей музыкальной секции был вопрос сохранения традиционного художественного российского музыкального образования при вхождении России в Болонский процесс. Необходимость этого мы аргументировали мастер-классами, которые провели заведующие кафедрами нашего факультета. В работе секции приняли участие известные учёные, деятели искусства. Среди них – народный артист России, художественный руководитель Кубанского казачьего хора профессор Виктор Захарченко, заведующий кафедрой МГУКИ, доктор педагогических наук профессор Эдуард Абдуллин, ректор Хорватской консерватории профессор Ино Маркович, доктор педагогических наук, профессор Пражского Карлова университета Михал Неделка, профессор Эллен Хатенбух из Германии и многие другие.
Мастер-класс оркестра народных инструментов вёл народный артист России профессор Игорь Обликин, мастер-класс кафедры духовых оркестров и ансамблей – заслуженный работник культуры РФ профессор Анатолий Дудин, мастер-класс кафедры эстрадных оркестров и ансамблей – известный музыкант профессор Евгений Савин. Затем гостей пригласили в Красный зал, где мастер-класс провёл хор кафедры музыкального образования, которую возглавляю я, дирижировал профессор Владимир Володин. Он сам пишет музыку. Хор исполнил его произведение «Славица России». Оно вызвало неподдельный интерес, и ректоры тут же попросили ноты, потому что произведения патриотической тематики сегодня, к сожалению, звучат очень редко, слишком уж они не в моде.
После этого хор кафедры хорового дирижирования под руководством заслуженного артиста РФ профессора Валерия Канакова исполнил музыку прошлых веков; были показаны несколько номеров кафедры народного певческого искусства, которую возглавляет заслуженный деятель искусств РФ профессор Виталий Гаврилов. Затем участники симпозиума познакомились с кафедрой хореографии, а в заключение состоялся гала-концерт, на котором были продемонстрированы достижения нашего вуза в сфере подготовки кадров.
Я так подробно остановился на мастер-классах потому, что для нас дело принципа – показать, что вузы культуры и искусств не только имеют право, но и должны готовить художественные кадры – руководителей хоров, оркестров, исполнителей. Участники форума увидели высокий уровень профессиональной подготовки наших студентов, который обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, сосредоточенный у нас на кафедрах. В 2009 году будет отмечаться 50-летие открытия художественных кафедр в вузах культуры и искусств. И наш опыт подтвердил, что это был мудрый шаг, позволивший подготовить прекрасных специалистов в сфере музыкального искусства и образования, которые наряду с выпускниками других вузов смогли поднять уровень художественного творчества в России.
– В связи с вступлением в Болонский процесс России рекомендуют отказаться от сложившейся отечественной системы образования, принять западную модель подготовки художественных кадров. Как вы к этому относитесь?
– Я и мои коллеги считаем, что это было бы непоправимой ошибкой. Наше музыкальное образование выгодно отличается от западного, имея три уровня образования: начальное – музыкальная школа, среднее специальное – училище и высшее – вуз. Не случайно наши музыканты востребованы и работают в лучших оркестрах мира, вокалисты славятся изумительной музыкальной подготовкой. Но для того чтобы звучали оркестры, хоры, ставились балеты, необходимо сохранить наше уникальное трёхступенчатое образование, так как только оно позволяет получить высококвалифицированных специалистов.
Нам же предлагают высшее образование опустить до уровня бакалавриата, то есть свести к тому, что мы уже имеем на уровне училища. Возможность учиться в магистратуре получат лишь единицы. Таким образом, о полноценном высшем музыкальном образовании не может идти и речи.
Уж если мы вступаем в Болонский процесс, то должны войти в него со своими сложившимися особенностями, традициями, спецификой образования. Об этом говорили на симпозиуме все. А ещё задолго до симпозиума ректор Санкт-Петербургской консерватории Борис Чайковский заявил, что, если, вступая в Болонский процесс, мы не отстоим свою позицию, он немедленно подаст в отставку, так как не видит перспективы подготовки квалифицированных специалистов в этих условиях. Вот до какого уровня дошёл накал страстей!
С экономической точки зрения двухуровневая система подготовки специалистов значительно дешевле и правительству более выгодна. В Государственной Думе РФ уже рассматривается вопрос о переходе на двухуровневую систему. Но, приняв её, российская культура потеряет всё, что наработано веками. Это все понимают. Вообще над отечественной культурой, если отвлечься от Болонского процесса, дамокловым мечом нависла угроза на ближайшие годы остаться без бюджетного финансирования: все до копейки деньги уйдут на ремонт Большого и Мариинского театров, а меценатов среди олигархов что-то не видать.
Ректор Академии музыки имени Гнесиных, заслуженный деятель искусств РФ профессор Михаил Саямов без обиняков сказал, что наши вузы выпускают специалистов – активных борцов за высокую культуру, за высокое искусство. При двухуровневой системе решать эти задачи будет сложнее. А нам сегодня нужно воспитывать слушателя. Для кого мы поём, для кого учим танцам? Чтобы это не просто оставалось сиюминутной забавой тех, кого мы обучаем, а в конечном итоге служило воспитанию слушателя – этим должна быть озабочена вся система подготовки специалистов в области музыкального образования. Формирование нравственного, образованного гражданина, воспитание вкуса, особенно у детей, – важнейшая государственная задача. И в этом творческие вузы должны занять более активную позицию, воспитывая студентов – носителей высокохудожественного, высоконравственного потенциала.
Симпозиум принял решение: вузы культуры и искусств России, интегрируясь в единое мировое образовательное пространство, должны сохранить свои особенности, специфику, традиции и совершенствовать деятельность по подготовке специалистов – активных пропагандистов высокохудожественного вкуса.
– А каковы задачи Музыкального общества на ближайшее время?
– Министерством культуры Московской области объявлен Третий Областной смотр народного творчества. В его работе мы примем самое активное участие. Надеемся, он станет важным этапом в музыкально-эстетическом воспитании наших земляков.
Беседу вела