О новых проектах, проблемах и достижениях «музейной отрасли» России неформально и заинтересованно рассказывает руководитель департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.
– В прошлом интервью «ЛГ», состоявшемся около года назад, вы указали в том числе и на такую проблему. У Минкульта в подчинении 64 федеральных музея, другие – региональные, муниципальные, частные, ведомственные – вам, по сути, не подчиняются. Рычагов воздействия не так много… Что-то изменилось за прошедшее время? В самой иерархической системе, в принципах управления, контроля?..
– Никаких «революций» не случилось, общие принципы управления остаются теми же. Департамент администрирует деятельность федеральных музеев, при этом нас, безусловно, волнует состояние всех музеев страны вне зависимости от формы собственности – региональных, муниципальных, частных, и даже тех, которые юридически таковыми не являются, – например, ведомственных и особенно школьных. Инструментарий в основном законодательный, в части регулирования отношений, связанных с музейным фондом. Но не только.
Кстати, в стране уже 67 федеральных музеев. В этом году появился федеральный музей на Дальнем Востоке – музей- заповедник «Владивостокская крепость». Вместе с федерализуемым ныне Приморским музеем имени Арсеньева он станет основой крупнейшего музейного объединения – Музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева. Эта работа ведётся в соответствии с двумя поручениями президента России. Новый музей – Российская государственная художественная галерея – юридически сформирован в Севастополе. Он станет основой музейной составляющей будущего музейно- театрально-образовательного кластера.
Буквально на днях начаты процедуры по переводу в федеральное ведение Музея Георгия Жукова (Калужская область) – теперь он будет филиалом Музея Победы на Поклонной горе. Мы принимаем в своё ведение музей ЦАГИ – на его базе откроем представительство Музея космонавтики имени Циолковского (Калуга) в Москве. Кроме того, Министерство культуры РФ реализует несколько поручений главы государства и Правительства РФ по федерализации Музея Чайковского в Клину (Московская область), музея-заповедника «Павловск» (Санкт- Петербург), идёт работа по Псковско-Изборскому музею-заповеднику, совместно с правительством Москвы реализуется идея министра культуры Владимира Мединского по строительству фондохранилища для федеральных и московских музеев в Коммунарке.
Только что по обращению директора Музеев Кремля Елены Гагариной вышло указание Президента о переводе в федеральное ведение Объединённого мемориального музея Ю.А. Гагарина в Смоленской области. Это очень важно и для меня лично, поскольку сам родился в Гагарине и, работая ранее в этом регионе, только мечтал об этом. Имя Гагарина достойно самого высокого государственного внимания.
Мы видим и на практике реализуем тезис о том, что музеи – это локальные точки роста, своего рода драйверы территорий. Они не только влияют на формирование личности, но и оказывают положительное воздействие на экономику региона, становятся серьёзными факторами его социально-экономического развития. Вот пример Музея Зои Космодемьянской в Подмосковье. До недавнего времени он был муниципальным, относился к Рузскому району. Благодаря шефству Российского военно-исторического общества, привлечению к нему внимания музей был переведён в региональное ведение, за что отдельная благодарность властям Московской области и лично губернатору Андрею Воробьёву. Вместе с ним Владимир Мединский в мае этого года заложил первый камень в основание нового музея, и вот он уже возведён под крышу. Осталось наполнить его современной экспозицией, и в год 75-летия Победы музей будет открыт. Но помимо должного государственного внимания к подвигу Зои есть и социально-экономическая сторона вопроса – деревня Петрищево и окрестные населённые пункты газифицированы, уверен, со временем появится сопутствующая туристическая инфраструктура.
Мы видим, что очень многое зависит от позиции региональной, муниципальной власти, её активности, готовности развиваться и развивать. Вместе мы и проводили проверки безопасности, и анализировали состояние экспозиций в краеведческих музеях, и организовывали межмузейные проекты. Только в Москве выставку на основе собраний региональных музеев «Сокровища музеев России» посетило более 250 тыс. человек. Путешествуя по стране, побывав в восьми городах страны от Южно-Сахалинска до Калининграда, она собрала более полутора миллионов человек.
– В России сложился стереотип: оценивать собственные результаты в сравнении с «цивилизованными странами». Если говорить о музейной отрасли, как выглядит Россия на фоне других государств? Если сопоставлять количество музеев, количество посетителей. И ещё интересно, сколько тратит наше государство на музеи?
– В России около 3000 музеев федерального, регионального и муниципального уровней. Много это или мало? По данным статистики, в 1975 году в РСФСР их было 646, а в СССР в целом – 1295 (один музей на 226 тыс. населения). В это число не входили ведомственные, школьные, музеи различных организаций и производств. Они стали формироваться с 1960-х годов, назывались народными, работающими на общественных началах, и в 1975 году в СССР их было около трёх тысяч. Впрочем, они и сейчас не входят в статистику, и это отдельная тема для отдельного разговора.
Если сравнивать с зарубежным опытом, то современное число музеев в России сопоставимо с Францией. Там их 1200 (один музей на 55 тысяч населения, в РФ – один музей на 47 тысяч). В открытых источниках можно прочитать, что лидером по числу музеев на душу населения является Израиль – там на 9 млн населения приходится 200 музеев, т.е. один музей на 45 тысяч. Но на самом деле сегодня безусловный лидер – США. Там зафиксирован рост числа музеев с 1990 по 2018 год почти в два раза, с 17,5 тысячи до 35 тысяч (один музей на 9 тысяч населения). Но здесь тоже надо отдельно разбираться с тем, что там называют музеем.
В России на протяжении последних 6–7 лет наблюдается устойчивый рост всех ключевых показателей отрасли. По итогам 2018 года посещаемость российских музеев составила более 154 млн посещений (для сравнения: в 2011 году – 85 млн, прирост в 1,8 раза), это превысило прогнозы на 10% (изначально предполагалось 130–140 млн посещений). Количество выставок по сравнению с 2011 годом увеличилось в 1,6 раза (более 80 тыс. против 50,5 тыс.). Посещение ведущих выставочных проектов музеев вновь становится обязательным условием современной просвещённой жизни, модным событием, которое нельзя пропустить. Ранее экспозиции могли оставаться неизменными на протяжении нескольких лет, а временные выставки были редкими. Сегодня запросы публики поменялись. Люди приходят в музей, чтобы не только увидеть произведения искусства, но и пополнить свои знания, с пользой, интересом и удовольствием провести время.
При этом приятно отметить, что в ТОП- 100 самых посещаемых музеев мира входит 15 российских.
Иногда от представителей отраслевого сообщества приходится слышать о появлении угроз музейному фонду от «избыточной» посещаемости. Такая проблема отчасти может быть актуальна для, например, Петергофа, Царского Села, музеев Московского Кремля. Но для абсолютного большинства российских музеев она не актуальна. Музеи созданы в равной степени и для сохранения истории, и для просвещения, то есть популяризации этой истории.
Бюджетные инвестиции в отрасль только в федеральных музеях увеличились с 10,4 млрд рублей в 2012 году до 17,5 млрд рублей в 2018 году (в 1,7 раза, без учёта капиталовложений в реставрацию).
При этом важным показателем эффективности управления является стабильный рост внебюджетных доходов. Музеи учатся зарабатывать, и это очень хорошая тенденция. Только федеральные учреждения показали прирост доходов от платных услуг с 6,2 млрд рублей в 2012 году до 15,5 млрд в 2018-м (в 2,5 раза). То есть консолидированный бюджет только федеральных музеев составил в прошлом году 33 млрд рублей, и это без учёта средств в фондах, средств попечителей, средств, направляемых на реставрацию и реконструкцию. Если суммировать объём финансирования музейной отрасли в стране в целом, включая региональные и муниципальные учреждения, реставрацию, то он составит более 60 млрд рублей в год.
– Год назад вы рассказывали, как о некой перспективе, о культурно-образовательных, музейных комплексах. На какой стадии этот глобальный проект сегодня? Какие трудности возникли при его реализации?
– В Севастополе, Калининграде, Кемерове и Владивостоке, как я уже сказал ранее, в настоящее время создаются культурно-образовательные и музейные комплексы. Причём создаются они при активном участии местного населения, представителей культурного сообщества – в постоянном режиме проходят согласования концепций, проекта объекта. В большинстве объектов комплексов согласованы технико-экономические параметры, архитектурный облик, объёмно-планировочные решения.
В Кемерове создан яркий современный архитектурный проект Сибирского филиала Русского музея, который должен стать одной из архитектурных доминант региона. В течение 2019 года проект был неоднократно представлен общественности региона.
В музейной части комплексов в Калининграде и Владивостоке созданы филиалы Государственной Третьяковской галереи, в Кемерове – филиал Русского музея, в Севастополе – Российская государственная художественная галерея.
Во Владивостоке и Калининграде филиалы Третьяковской галереи начали выставочную и образовательную деятельность – проходят выставки, лекции, методические занятия с экскурсоводами, образовательные программы. Во Владивостоке в рамках ВЭФ открылась выставка «Авангард в трёх измерениях» с элементами виртуальной реальности; в Приморской картинной галерее города – выставка «Сочинение по картине. «Опять двойка» из собрания Третьяковской галереи». В Калининграде, в Музее кафедрального собора, начала работать выставка одной картины из собрания ГТГ – «Открытое окно. Портрет дочерей Ф.И. Шаляпина», в Калининградском музее изобразительных искусств – экспозиция «Сокровища музеев России».
– Недавно отмечалась очередная годовщина туристического бренда «Золотое кольцо России». Как вам видится будущее этого важного культурного явления? Существует ли системный план развития «Золотого кольца», его музейной инфраструктуры?
– «Золотое кольцо» – известный бренд, но далеко не единственный. Есть «Серебряное ожерелье», «Императорский маршрут», «Русские усадьбы» и «Россия – Родина космонавтики». Это отдельное направление курирует статс- секретарь – заместитель министра Алла Манилова. Она успешно координирует проект под названием «Культурные бренды России», в рамках которого создаются (и многое уже сделано) национальные музейные маршруты. Что это такое? Это фактически уже готовые продукты для путешествий. С продуманной логистикой, экскурсионными программами для групповых и индивидуальных туристов, вариантами размещения, питания, трансферов, специальными предложениями для семей с детьми.
И это – в первую очередь музейные маршруты. С помощью современных инструментов продвижения они обеспечивают популяризацию уникального культурно-исторического наследия среди соотечественников и зарубежных гостей, желающих углублённо познакомиться с историко-культурным, этнографическим и природным достоянием нашей страны. Именно музеи вовлекают в культурный оборот большое количество объектов культурного показа и исторического наследия, воспитывают патриотизм, содействуют укреплению национальной и гражданской идентичности.
При этом важно, что каждый из музеев на этих маршрутах, в том числе и «Золотого кольца», – это не только уникальное явление для культуры, магнит для туристов, но и очень мощный инструмент для социально-экономического развития территории. Роль Владимиро-Суздальского музея-заповедника для экономики всего региона нельзя переоценить. Ведь это сотни миллионов рублей государственных субсидий и заработанных средств, это сотни рабочих мест, налоги в местный бюджет, сопутствующая инфраструктура, средства размещения, точки питания, сувенирная продукция и так далее.
– У нас в газете было несколько публикаций о проблеме лицензирования гидов. В частности, рассматривался «китайский вопрос». Не секрет, что Россию массово посещают туристы из КНР, с которыми чаще всего работают выходцы из Китая. Нередко их квалификация крайне низкая, порой это случайные люди. То, что они рассказывают о наших достопримечательностях, весьма часто – откровенная глупость... Как бороться с этой проблемой?
– Туроператоры, осуществляющие коммерческую деятельность, не должны диктовать музею свои условия. Музей – государственное учреждение и должен работать в интересах государства. Поэтому во многих сверхпопулярных музеях введены «сертификаты качества» для экскурсоводов, заключаются партнёрские договоры с конкретными туроператорами, предоставляющими проверенных экскурсоводов, однако тут не избежишь иных ситуаций.
В министерство поступают массовые жалобы на Царское Село, на коллапс с туристами... Наши туристы не могут попасть, потому что проходят китайские группы. Для организации доступа индивидуальных посетителей в Екатерининский дворец музей предлагает в 2020 году полностью перейти на систему электронного бронирования билетов по паспорту и другим документам, удостоверяющим личность, чтобы посетители приезжали к определённому времени и не стояли в очереди.
Также, недавно побывав в Царском Селе, я поручил урегулировать взаимоотношения с туристическими компаниями, в том числе в плане активизации работы с туроператорами на конкурсной основе в низкий сезон, а также с перераспределением потоков между разными объектами турпоказа.
– Есть случаи, когда «гайки закручивают» слишком сильно. Писали мы и о том, как в Третьяковке охрана зорко отслеживает, чтобы никто со стороны не проводил экскурсий. Дошло до того, что школьный учитель не может привести учеников и рассказать им о картинах… Это воспринимается администрацией как экскурсия, что приравнивается к преступлению… Основной мотив для столь строгого подхода, судя по всему, коммерческий.
– На этот вопрос уже отвечала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, и доводы, приводимые ею, достаточно убедительны. Действительно, смотрителей галереи периодически критикуют за то, что они якобы не дают посетителям возможности обсуждать картины, считая это несанкционированной экскурсией. Однако попробуйте прийти в любой западноевропейский музей со своей группой и посмотрите, что будет. Вас немедленно остановят, прервут, потому что экскурсии могут вести только санкционированные гиды: либо музейные, либо входящие в систему государственной аккредитации со специальным бейджем. Борясь с несанкционированными экскурсиями, музеи, с одной стороны, противостоят некачественной подаче материала, а с другой – обеспечивают удобство всех посетителей.
ГТГ очень точно соотносит время экскурсий, чтобы у главных работ не сталкивались две или три группы. Несанкционированные экскурсии смешивают этот график. Однако, если речь идёт о простом обсуждении увиденных работ, никто ничего против иметь не может. Например, если группа до пяти человек, никто не будет даже делать замечаний.
– 2020-й – год 75-летия Победы. Как эта дата отразится на работе музеев России? Какие важные мероприятия запланированы?
– Для празднования 75-летия Победы федеральные музеи готовят масштабную программу культурно-просветительских мероприятий (документ более чем на 60 страниц), направленных на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Это выставки, конференции, театрализованные представления и музыкальные проекты, интерактивные программы, издательская деятельность, конкурс детского рисунка и многое другое.
Главным событием, конечно, станет открытие мемориала Советскому солдату подо Ржевом. Работу над ним ведёт Российское военно-историческое общество в тесной координации с Музеем Победы, являющимся заказчиком строительства. Как я уже говорил, буквально недавно филиалом Музея Победы стал Музей Георгия Жукова в Калужской области – стараниями Владимира Мединского и губернатора региона Анатолия Артамонова он переведён в федеральное ведение и получил существенные средства на обновление и развитие. Ещё один знаковый проект – создание нового Музея Зои Космодемьянской в Петрищеве Рузского района Московской области. Надеемся завершить строительство и создание новой экспозиции третьей очереди музея-заповедника «Прохоровское поле» (Белгородская область) – «Битва за оружие Великой Победы».
С 27 по 31 мая 2020-го в Москве, в Центральном Манеже, состоится XXII Международный фестиваль «Интермузей». Это единственный музейный фестиваль в мире. Ежегодно в нём участвуют около 400 российских и зарубежных музеев, его посетителями становятся более 40 тыс. человек.
Основой программы фестиваля в 2020 году станет презентация музейных проектов, посвящённых памяти о Победе в Великой Отечественной войне, сохранению музейных ценностей в отечественных музеях в годы войны, их восстановлению, а также поиску и возвращению культурных ценностей, вывезенных с территории СССР.
На фестиваль приглашены не только музеи всех уровней со всех регионов России, но и страны-союзники, страны – члены БРИКС. Мы ждём всех на этом большом мероприятии, посвящённом важной дате.
Рассказывать можно долго, ведь практически все музеи будут участвовать в масштабной программе празднования 75-летия Великой Победы. Скоро всё увидим.
– Если подводить итоги 2019 года, что удалось и что не удалось? Чем можно гордиться? Над чем стоит ещё поработать?
– Поработать как следует надо над собой. Что касается гордости, то она есть — за культурную политику в стране, в реализации которой принимаю участие вместе с коллективом департамента, директорским корпусом федеральных музеев, доверие министра в решении сложнейших задач и, конечно, первые результаты. Но итоги подводить рано – мы в самом начале пути.
Выставку «Сокровища музеев России» в регионах страны
посетили более полутора миллионов человек.
Очередь на неё в Нижнем Новгороде