Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 октября 2021 г.
Культура Телеведение

Власть и контроль

Стартовал прокат фантастической «Дюны» Дени Вильнёва

05 октября 2021
«Дюна» Вильнёва – крупномасштабный и очень красивый фильм

Один из самых ожидаемых фильмов года, экранизация одноимённого романа, ставшего классикой научной фантастики. «Дюна», даже слегка упрощённая по сравнению с книгой, всё равно выделяется среди фантастики на фоне торжествующего в кинозалах вала аляповатых боевиков. Кино о философии власти и контроля, близкое бердяевскому «Новому средневековью», в гуще супергеройского мордобоя конкурентов. Есть ли у него шансы?

В 1965 году, после десятков попыток, вышел новый роман малоизвестного на тот момент Фрэнка Херберта. Неоднозначная, совершенно не характерная для научной фантастики того времени «Дюна» широко использовала темы религии, мессианства и вторгалась в области, куда фантасты заглядывали нечасто. Вместе с этим Херберт отказывался от целого ряда характерных жанровых черт – ни космических сражений, ни роботов, ни контактов с инопланетянами. Распри галактических феодалов и восхождение на вершину власти провидца, ведущего за собой орду фанатиков, имели успех настолько яркий, что писателя иногда спрашивали, не собирается ли он создать новую религию. Вопрос задавали всерьёз; всего за десяток лет до выхода «Дюны» другой фантаст, Рон Хаббард, основал церковь саентологии, в шестидесятых уже превратившуюся из странного движения в полноценную международную организацию. Но Херберт не прельстился возможностью стать новоявленным мессией.

Вскоре «Дюна» заинтересовала Голливуд. Чилийский режиссёр-сюрреалист Алехандро Ходоровски, вдохновлённый смелостью Херберта, поставившего наркотик в основу экономики и цивилизации будущего, представлял себе фильм по «Дюне» похожим на галлюцинацию наркомана. Неприемлемые цензурой фантазии, но графическое наследие масштабной подготовки к съёмкам оказало несомненное влияние на научно-фантастическое кино. Вторым претендентом стал Дэвид Линч, режиссёр не менее своеобразный, но более близкий к голливудским реалиям, что позволило ему довести съёмки до стадии монтажа, на которой Линча отстранили от производства фильма. Его дурно смонтированная «Дюна» стала несуразной, хаотичной и закономерно провалилась в прокате.

Вильнёв, отказавшийся ради «Дюны» от очередного фильма бондианы и последние годы специализировавшийся именно на научно-фантастическом кино, принял как минимум два важных решения. По возможности держаться текста оригинального произведения и разделить книгу на два фильма. Результат оказался весьма близким к роману, особенно хорошо Вильнёв следует линии власти, тщательно передавая нарратив, где рефреном повторяется: всё второстепенно – любовь, жизнь, гуманизм, только власть имеет значение, власть и ничего больше! Власть в двух её проявлениях: власть алчных хищников и власть, принятая как тяжкий груз ответственности. Но в итоге всё служит власти – голый циничный факт, от которого так часто хочется отвернуться.

Режиссёр собрал звёздный актёрский состав: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюссон, Джейсон Момоа и другие имена первой величины, где каждый артист выбран идеально и прекрасно вписан в сюжет. Но стоит упомянуть ещё одного героя, важное обстоятельство – сам мир «Дюны». Образ будущего, где джихад против мыслящих машин уничтожил всю электронику, а межзвёздные перелёты осуществляются погружёнными в наркотический транс пилотами-провидцами. Это циклопический мир космооперы, где человек оказывается песчинкой на фоне титанических сооружений и громадных монстров пустыни. Кадр за кадром история вражды и предательства, вечная, как само человечество, протягивается через бесконечность вселенной. Работа Вильнёва с пространством и крупными объектами, попадающими в кадр, не просто превосходна – это образец того, как следует передавать языком кино масштабы космических порядков.

История юного пророка только начинается, и хочется надеяться, что мы увидим её продолжение. Важно, чтобы засилье одномерного супергеройского кино разбавлялось фантастикой, где присутствуют мысли, идеи, концепции. Нужна фантастика, способная захватить зрителя не только красивой картинкой, но и своим внутренним содержанием. «Дюна» это делает превосходно.

Николай Трябин


Тэги: Премьера Николай Трябин
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS