Хоровая школа мальчиков и юношей «Дубна» разместилась в одном из красивейших зданий этого города, напоминающем одновременно и сказочный терем, и рыцарский замок: башенки, винтовая лестница, мозаичный витраж да ещё часы с карильоном, заявляющие о себе каждый час малиновым звоном. Но главное, конечно, – обитатели здания. Здесь поют в хоре, солируют и занимаются на музыкальных инструментах исключительно мальчишки, которых без малого полтысячи! Их чистые голоса прорываются сквозь стеклопакеты окон и наполняют близлежащие дворы дивными мелодиями. Кроме того, несколько лет назад школа обзавелась настоящим концертным органом – таким, который знатоки не зря именуют «королём» музыкальных инструментов. Занятия в классе органа ведёт молодой, но уже известный органист из Москвы Лилия Кузнецова. Занимаются мальчики по разработанной ею программе. К урокам пристрастились и некоторые из взрослых дубнинцев, которые поверить не могли, что их мечта играть на органе когда‑то осуществится. Юный вос
питанник школы Дима Кустов тоже мечтает стать органистом. Заслуженный работник культуры России Ольга Ивановна Миронова, директор ХШМиЮ «Дубна», говорит, что в школе обязательно будут растить своего органиста, Дима – первая кандидатура. Нет сомнений, что цели своей Ольга Миронова добьётся. Это – в её характере.
Кнопочки баянные
Играть на органе Ольга мечтала с ранних лет, когда ещё в музыкальную школу не ходила. Орган впервые услышала по радио. Играл Гарри Гродберг, тот самый, кого называют «властелином органной державы» и первым признанным за рубежом русским интерпретатором Баха. (Откуда ей было знать тогда, что настанет время – и великий Гродберг будет давать концерты в Дубне, играть на органе, который построит она для своих мальчишек!) Затем были пластинки с органной музыкой, затёртые до хрипоты. Правда, родителям и в голову не приходило отдать дочку в музыкальную школу. До той поры, пока она однажды не подобрала на аккордеоне «Танец маленьких лебедей». Была Ольга настолько мала, что отец растягивал меха, а она нажимала кнопочки. Отец вынес вердикт: «Слухачка!» Он и сам отличался музыкальным даром, играл на слух на многих инструментах.
Ольга Миронова стала одной из любимейших учениц Ольги Николаевны Ионовой, признанного мастера хоровой и музыкальной педагогики (сейчас у неё в Дубне свой детский оперный театр). Она всегда отмечала музыкальный талант своей воспитанницы и её колоссальную работоспособность. Все эти качества получили развитие, когда Ольга училась в Гнесинке. Вернулась она в Дубну дипломированным хормейстером. Потом был ансамбль политической песни и поездки с выступлениями на Камчатку и БАМ, а в 1983 году она создала хор мальчиков. Так воплотилась в жизнь её вторая мечта – работать с детьми.
Багаж на всю жизнь
Первый год, вспоминает Ольга, она пыталась ребят «приручить». Пение и музыка отошли на второй план, на первый вышли походы, поездки, которые сдружили хористов и их руководителя. Она вывела собственное педагогическое кредо: первым делом ребёнок должен полюбить педагога, затем музыку, ну а дальше всё пойдёт как по маслу, если, конечно, музыкант – профессионал. Впрочем, других в ХШМиЮ не держат.
Без преувеличения можно сказать, что каждый родитель мечтает отдать в школу Мироновой своего сына. И не только для того, чтобы тот выучился петь, главное – чтобы «стал человеком». Школа эта считается в городе «кузницей кадров» – настоящих интеллектуалов, людей духовно развитых. Всё делается здесь на подлинной высоте искусства, педагогики, человеческих отношений. В репертуаре концертного хора – лучшие образцы музыки всех жанров: русские народные песни, духовные православные и католические произведения, старинная музыка (например, итальянские мадригалы) и джазовые композиции. «Дети должны познакомиться с лучшими образцами духовной, народной музыки. Это багаж на всю жизнь», – говорит Ольга Миронова.
Не устаю удивляться, как ей удаётся с такой лёгкостью управлять хором – 50 мальчишками и юношами – и добиваться исключительных результатов! Ведь в школу берут всех желающих, даже тех, кому, по обывательским понятиям, медведь на ухо наступил. Здесь трудятся великолепные педагоги – 60 человек. Много ярких личностей – например, Валентина Карсакова, воспитавшая немало «звёзд». Благодаря их труду, говорит Ольга Ивановна, концертный хор мальчиков занимает первые места на престижнейших конкурсах, в том числе в Бельгии, где проходят Международные конкурсы хорового пения мальчиков и юношей. Кстати, в Московской области школа Мироновой – единственная в своём роде.
В Москве подобных школ две. Особенно дубнинский хор полюбился немцам, он не раз ездил в Германию с концертами. Когда перечитываешь скопившиеся за много лет рукописные листочки с отзывами мальчишек, видишь, какое сильное впечатление оставляют у них такие выступления за рубежом – это уроки на всю жизнь.
Ганс Фогель и международный проект
В 2002 году на свет появился российско-германский проект «Орган для Дубны». В его финансировании и реализации принимали участие правительство Московской области, администрация Дубны, Объединённый институт ядерных исследований (в частности, научный сотрудник ОИЯИ Андреас Шульц) и множество предприятий, фирм и компаний города. Орган создавал немецкий мастер Ганс‑Юрген Фогель. Год трудился над ним в Германии, в городке Тале, год продолжал работать в Дубне. Мне посчастливилось наблюдать за строительством органа. Помню своё потрясение: огромный концертный зал был полностью забит несметным количеством труб разного диаметра: от гигантских до крошечных. Ступать среди них надо было с особой осторожностью. На все мои «ахи» Фогель отвечал добродушной улыбкой. Он был похож на сказочника, из карманов комбинезона которого торчали отвёртки и прочие инструменты, напоминавшие волшебные палочки. Честно признаюсь, мне не верилось, что из этого хаоса родится инструмент. Но Ганс‑Юрген, который тридцать лет строит органы (именно строит!), лишь улыбался в ответ. Через год я вместе с другими счастливчиками слушала первый концерт на органе. И восхищалась не столько игрой великого маэстро Гродберга, сколько гениальностью «закулисного мастера» Фогеля. Затем меня провели в святая святых – тело органа. То, что мы видим на сцене (талантливый дизайнер дубнинского органа Доротея Вельке), – лишь десятая часть скрытого от взоров. Дух захватывает, когда бродишь между труб, шлангов, шнуров и всего остального, что в итоге рождает музыку. Признаюсь, с тех самых пор я отношусь к органу как к живому существу и очень его люблю. Мне понятно, почему Ольга Миронова говорит с трепетом о том, что в этом году провели климат‑контроль инструмента и установили аппаратуру для его «безболезненного» существования. Деньги на это выделил губернатор Московской области Борис Громов.
Ольга Миронова признаётся, что и сама порой не верит своему счастью. Занимается любимым делом, живёт во дворце, где есть орган и где поют мальчишки. «Свою жизнь я украшаю детьми, – признаётся она, – а их жизнь – событиями». Добавлю: не только свою, но и нашу тоже. Ведь теперь дубнинцы слушают органные концерты, скоро состоится второй фестиваль органной музыки в городе. «Потихоньку мы приучаем всё большее число людей к органной музыке, – говорит Ольга Ивановна. – На сентябрьском джазовом органном концерте яблоку негде было упасть».
Такова магия короля инструментов. «Орган – гениальное изобретение человека, инструмент, доведённый до совершенства, – сказал солист Московской государственной филармонии органист Гарри Гродберг.– Он действительно способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряжённое, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглублённого размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны».