Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Влить в стакан ведро воды

01 января 2007

ЗОЛОТАЯ СОТНЯ

Продолжаем анализировать списки наших читателей

На сей раз это «Золотая сотня» от Людмилы Малюковой, доктора филологических наук, литературного критика, члена СП России, и Владимира Кравченко, преподавателя зарубежной литературы. Оба составителя списка из г. Таганрога.

Видимо, потому, что эта сотня составлена не физиками, как предыдущий список, а лириками, то есть людьми, непосредственно в силу своей профессии связанными с литературой, подбор книг сформулирован по другим принципам. Во-первых, не забыты многие из ключевых имён, отсутствующие в предыдущем списке, во-вторых, более гармонично выстроен баланс между поэзией и прозой, в-третьих, большое внимание уделено зарубежной литературе (эти книги занимают почти две трети из всего списка), что неудивительно: ведь один из составителей «Золотой сотни» – преподаватель зарубежной литературы и, понятное дело, предмет свой любит и разбирается в нём.

Начинается список со «Слова о полку Игореве». Радует, что в сотне присутствуют Державин и Грибоедов, три пункта отведены Пушкину и два – Лермонтову. У обоих указаны как стихотворения, так и прозаические произведения (у Пушкина – «Капитанская дочка», у Лермонтова – «Герой нашего времени»). Довольно широко представлен Гоголь: помимо «Мёртвых душ» предлагаются для обязательного прочтения и «Выбранные места из переписки с друзьями», что довольно спорно – осилят ли школьники эту сложную книгу? Присутствуют, естественно, Достоевский («Преступление и наказание», «Бесы») и Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»). Не обойдены вниманием Фет и Тютчев.

Несмотря на то что, отмечая недостатки опубликованного в «ЛГ» (№ 21) списка, авторы данной сотни считают, что нельзя «сводить всё огромное наследие А. Чехова к четырём ранним рассказам» (и с этим трудно не согласиться), сами они предлагают лишь две пьесы – «Чайка» и «Дядя Ваня». Несомненно, Чехов – драматург блистательный, но созданные им прозаические произведения не менее ценны. Отрадно, что И. Бунину отведены два пункта из списка, однако почему-то не предложен роман «Жизнь Арсеньева». У И. Шмелёва отмечено «Лето Господне» (произведение прекрасное), но почему не, скажем, «Солнце мёртвых»? Максиму Горькому «достался» один пункт – «Жизнь Клима Самгина», что, конечно, несправедливо: можно было бы отметить ещё и его хрестоматийные рассказы, и знаменитую пьесу «На дне».

Странно, что обойдены вниманием крупные писатели-эмигранты, такие как Г. Газданов и Б. Зайцев, но зато есть Мережковский – «Христос и Антихрист». Неужели «Вечер у Клэр» и «Ночные дороги» Газданова уступают «Защите Лужина» Набокова? Однако Газданова нет, а Набоков есть. Нет и Куприна, хотя, казалось бы, как можно обойти такого гиганта?

Выбор поэтов тоже оставляет немало вопросов. Где В. Ходасевич и Г. Иванов? Где Мандельштам и Пастернак (он представлен только романом «Доктор Живаго»)?

Отрадно присутствие Платонова, Шолохова, Булгакова. Появился в этом списке и Замятин с романом «Мы». Не остались без внимания: Симонов – «Живые и мёртвые», Астафьев – «Прокляты и убиты» (почему не «Царь-рыба», например?), Распутин – «Прощание с Матёрой». Но где Белов, Трифонов? Где Юрий Казаков? Зато есть Войнович – «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина». Двумя пунктами присутствует Солженицын, но почему-то нет В. Шаламова…

Но самое большее недоумение вызывает, пожалуй, список современной литературы. Здесь и Сорокин, и Улицкая, и Варламов, и Носов, и Чудаков… Оставим это без комментариев. Заметим лишь то, что современную литературу трудно оценивать объективно. Может, лучше дать ей отстояться хотя бы пару десятилетий? А то ведь это на фоне классики смотрится так, как если бы изысканное вино смешали с изготовленной в подвале сивухой. Несомненно, вышеперечисленные авторы вполне достойны того, чтобы их читали, но, для того чтобы стоять в одном списке с Толстым, Буниным и Чеховым, недостаточно просто быть на слуху и получать литературные премии.

Список зарубежной литературы начинается с Гомера. Широко (тремя пунктами) представлен Шекспир. Казалось бы, все ключевые фигуры налицо. Однако и тут возникают неизбежные вопросы. Например, насколько необходимы в этом списке Толкиен с «Властелином колец» или П. Зюскинд с романом «Парфюмер. История одного убийцы»? Нашлось место и для «Приключений Шерлока Холмса», и для «Алисы в стране чудес», а вот для Т. Манна и Э. Золя – нет. Хотя надо отдать должное профессионализму и взвешенности составителя «зарубежной части» сотни: он попытался включить в список книги и для взрослых, и для подростков. Но, строго говоря, для детского чтения нужен ещё один список – невозможно в стакан влить ведро воды.

Составители и сами понимают это. В примечании к своей «Золотой сотне» они справедливо вопрошают: «Какому читателю они («сто книг». – К.К.) адресованы? Для читающего «вообще» может быть достаточно и «ста», для «думающего», желающего понять основные «звенья» литературного процесса (его динамику, национальный характер и т.д.), такое число, очевидно, не отвечает поставленной цели». С данным высказыванием, конечно, следует согласиться. Но всё-таки В. Путин предлагал список для учащихся и надо как-то учитывать этот фактор. Ясно одно: при составлении подобного реестра трудно отойти от своих субъективных пристрастий. Это раз. И нельзя объять необъятное. Это два.

И тем не менее читательская активность в составлении «Золотой сотни» говорит о том, что всем нам небезразлично, что будут читать наши дети и внуки, и ещё – вселяет надежду на то, что Россия, быть может, когда-нибудь вернёт себе титул самой читающей страны.

Ксения КОЛОКОЛЬЦЕВА

Обсудить в группе Telegram

Ксения Колокольцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент Большой истории

    02.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Предо мной сто дорог

    02.06.2025
  • Секретные коды

    02.06.2025
  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS