НУ, ЯЛТА
Умоляю, скажите,
какой это город?
Михаил Булгаков
Город, конечно, чудесный, уникальный, нежный, целебный… Не зря автор «Мастера и Маргариты» отправил болезного своего героя именно в Ялту. Не в Сочи, не в Анапу, не в Одессу, а в благословенную ялтинскую чашу. Кто из вас, любезный читатель, не хотел очнуться однажды на берегу Чёрного моря, например, в Массандровском ущелье? Ялта грезится разнообразным деятелям культуры и сейчас. Лучшего места для проведения Международного фестиваля кинематографистов и телевизионщиков, в котором в этот раз участвовали представители 27 (!) стран, и выдумать нельзя. Об этом справедливо говорили основатели Телекинофорума (с замечательно соответствующим его содержанию названием – «Вместе») Геннадий Селезнёв, Александр Беликов, а также Рустам Ибрагимбеков, Всеволод Богданов, Роман Балаян, Эммануил Виторган, Клара Новикова, Игорь Угольников и многие, многие другие известные и мало пока известные актёры, режиссёры, драматурги, журналисты, продюсеры, политики, телеведущие…
24 сентября в итальянском дворике Ливадийского дворца были названы имена победителей IХ Телекинофорума. Жюри конкурса «Телевизионные программы и фильмы» уже второй год возглавляет известный тележурналист, главный редактор киевской газеты «CN-Столичные новости», а также шеф-редактор нью-йоркской газеты «Новое русское слово» Вадим Долганов (Украина). Членами многонационального жюри стали директор Национального представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Беларусь Людмила Сидорович; ректор Болгарской академии телевидения, профессор Димитр Димитров; режиссёр кино и театра Игорь Гонопольский (Казахстан); телеведущий, актёр театра «Гешер» (Израиль) Леонид Каневский; генеральный директор телерадиокомпании «Ялта» Юрий Андрущенко (Украина), а честь представлять Россию в этом жюри уже во второй раз выпала мне. В отличие от прошлого года слишком жарких споров не было. Возможно, потому что уровень представленных номинантов заметно вырос. Рад, что бесспорными победителями в своих номинациях стали передачи, которые на этот конкурс представила «ЛГ». С них и начнём.
В номинации «Публицистические программы» победил «Бе$ценный доллар» (ТВ Центр, Россия). Мы не раз писали об этом прорывном фильме, снятым ведущим программы «25-й час» Ильёй Колосовым. Знаменательно, что демонстрация фильма совпала с тем временем, когда «империя доллара» погрузилась в глубокий кризис, о неизбежности которого до Ильи Колосова на нашем ТВ мало кто осмеливался говорить – а он это сделал убедительно, мощно и стильно.
В номинации «Ведущий программы» первое место жюри единодушно присудило Алексею Пушкову («Постскриптум», ТВ Центр, Россия). Он десять лет почти в одиночку противостоит либеральному догматизму на российском ТВ и потому не избалован призами фестивалей, и мы рады, что Телекинофорум «Вместе» высоко оценил уровень профессионализма ведущего программы «Постскриптум».
«ЛГ» писала также о документальном фильме «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке» (киностудия «Русский путь», Россия). Фильм о великом изобретателе телевидения получил специальный приз Союза журналистов. Я познакомился на фестивале с продюсером фильма, и он меня обнадёжил тем, что наша критика («Гиперболоид инженера Зворыкина», «ЛГ», ‹ 10) не фильма, но уровня того финансирования, которое было на него отпущено, видимо, была услышана – следующий фильм «Русского пути» (о гениальном актёре Михаиле Чехове) финансируется уже не по такому «остаточному принципу».
Из победителей фестиваля отмечу также «Сморгонь. Забытый фронт» (Второй национальный телеканал, Беларусь), «Развод по-албански» (Болгария), «Пацаны» (Казахстан), «Город солнца» («Студия 29», Верхняя Пышма, Россия), «Софья Губайдулина. Прикосновение к душе» (телекомпания «Новый Век», Казань, Россия), Константин Старыш за «Беседы с президентом» (телекомпания «NIT», Молдова), «Шлейф» (экспериментальная молодёжная киностудия «Дебют», «Воспитательный урок», (телерадиокомпания «Чаллы-ТВ», Набережные Челны), «Архимандрит Авель» (телекомпания «Эхо», Рязань), «После премьеры – расстрел. Лесь Курбас» (Национальная телекомпания Украины), «Рубиновый браслет Куприна» («Цивилизация», Россия). Эта московская телерадиокомпания, которую на фестивале представляла её шеф-редактор Ольга Балакина, призов получила меньше обычного, но «недоданное» фильмы студии Льва Николаева «дополучили» вскоре на ТЭФИ.
Жюри в Ялте сознательно отдавало предпочтение дебютантам и провинциалам, однако лауреата Государственных премий России Алексея Ивановича Погребного дебютантом фестиваля назвать никак нельзя. Фильм этого выдающегося режиссёра из Вятки заслуженно получил Гран-при. Неспешность, сосредоточенность и глубина его «Деревенского фотографа» как будто валуном лежат на пути суетливых «трендов и дискурсов» нашего бессовестно огламурившегося экрана. История семьи сельского конюха, имеющего восемь детей (!), пять из которых живут в этом же селе (!), имеющего, как и его дети, высшее образование, богатейшую коллекцию пластинок и библиотеку (!), человека высочайшей культуры, которой сейчас и в столицах-то днём с огнём (!), к тому же, не побоюсь этого слова, выдающегося художника-фотографа (!), останавливает, завораживает и потрясает. Конечно, для основных каналов этот фильм – сугубый «неформат» (хотя «Культура» его однажды и показала), однако, смею думать, для демонстрации в «Закрытом показе» на Первом канале он подходит гораздо более, чем, например, «Груз-200» или «Изображая жертву». Этот шедевр документального кино, конечно, нужно соответствующим образом «подавать», но я уверен, что обсуждение его было бы не на уровне: «надо или не надо такое вообще показывать по телевизору», а о главном: о нас, о нашем народе, о том, как жить нашей стране.
КИНО И МЫЛО
Мне ваша пьеса
чрезвычайно понравилась.
Странная она какая-то...
Антон Чехов
В состав жюри конкурса «Игровые фильмы», которое возглавил выдающийся режиссёр Роман Балаян, вошли кинорежиссёр Валерий Ахадов; актёр Эммануил Виторган; кинорежиссёр, актриса Людмила Гладунко, певица Арина Крамер; актёр Малого театра Александр Потапов; кинорежиссёр Юсуп Разыков. Посмотреть в, так сказать, соседнем конкурсе мне удалось далеко не все фильмы (подробнее об одном из них позже), однако с удовольствием назову награждённых:
актёр Сергей Маховиков (сериал «Главная улика»); режиссёр Дин Махаматдинов («Бумеранг», телекомпания «Мостелефильм»); продюсер фильма «В ИЮНЕ 41-го» (телерадиовещательная организация Союзного государства Россия–Беларусь) Игорь Угольников, который на вручении выразил благодарность исполнителю главной роли Сергею Безрукову и Станиславу Говорухину, принявшему участие в написании сценария этого сериала. Актёры и режиссёры Борис Токарев и Владимир Басов, старейший кинорежиссёр Булат Мансуров, но чаще всех на сцену итальянского дворика выходил за наградами продюсер фильма «Караси» Артём Доллежаль («Стар Медиа», Украина).
На Телекинофоруме очень домашняя, вольная атмосфера, люди здесь легко сходятся по интересам и симпатиям. Как же мне было приятно, что человек, с которым мне было о чём разговаривать, с которым нашлось много общего во взглядах на кино и ТВ, оказался продюсером фильма, получившего главный приз на прошлогоднем Телекинофоруме за сериал «Смерть шпионам». Его я, не скрою, тогда потихоньку лоббировал. Этот военно-приключенческий многосерийный фильм, о котором «ЛГ» писала год назад, прервал унылую череду чернушных или просто идиотских боевиков, по которым войну выиграли, несмотря на происки кровожадных генералов и особистов, горстка отчаянных диверсантов и угрюмая армия зэков. Главное, что меня порадовало: создатели этого сериала – а продюсер, как ни крути, сейчас в кино самый главный человек, и в случае Доллежаля это как раз очень хорошо, так как он не только руководит сложнейшим процессом кинопроизводства, подбирает «творцов», но и глубоко понимает художественную суть кинематографа, имеет позицию по поводу того, что хорошо, что плохо, в конце концов просто любит кино и потому, на мой взгляд, «заказывает правильную музыку» – и он, и режиссёр, и актёры относятся к героям с вниманием и любовью. Рад сообщить «военную тайну»: сейчас снимается продолжение этого сериала.
«Караси» по жанру семейная драма, но и здесь – блестящий актёрский ансамбль, именно ансамбль, который строится на атмосфере взаимопонимания и, опять не побоюсь этого слова, любви. Очень легко Серебренников, например, мог бы сделать из сценария фильма убийственную, беспросветную, русофобскую чернуху, и тут к месту строчки Бродского: «Несчастья подлецу всегда дороже, они на правду более похожи». Действительно, на сгущённой временной территории картины в семье главных героев, которых замечательно играют Елена Яковлева и Юрий Степанов (их работы, как и фильм, были награждены на фестивале), сошлись все семейные кризисы, несчастные любови, измены, корысти, проблемы отцов-детей, но то, как режиссёр Сергей Крутин, именитые и молодые артисты (Ярослав Жалнин, Светлана Малюкова, Константин Милованов, Наталья Просветова) относятся к своим персонажам, как настроен весь съёмочный «оркестр», вызывает не только уважение и сопереживание, но и возвращает к настоящим ценностям. В том числе, не побоюсь этого слова – семейным. Это по нашим временам уже колоссальный прорыв. Да, по заказу ТВ снимает «Стар Медиа» и много мыла, за которое продюсерам стыдно, но на заработанные деньги они делают настоящее кино, за что им спасибо. Кстати, в последний день фестиваля я узнал, что продюсер – внук великого советского учёного-конструктора Николая Антоновича Доллежаля, что тоже не знаю почему, но очень понравилось.
МЕЖДУ АНФИСОЙ И АНТОНОМ ЧЕХОВЫМИ
Суббота для человека,
а не человек для субботы
(Мк. 2:27)
Важнейшей составляющей фестиваля были мастер-классы известных теле-кинодеятелей и круглые столы, на которых могли высказаться участники Телекинофорума. Цель фестиваля – не только определение и награждение лучших, ещё важнее творческое взаимопроникновение, обмен новыми идеями, выявление позиций. Назову темы дискуссий, в которых участвовал я. Их было три: «Чехов и театр нашей жизни», «Кто он, экранный герой нашего времени – бандит, бизнесмен, гаишник?», «На каком языке говорит ТВ? Это язык Чехова или «феня»?» Темы разные, но все разговоры сводились к тому, что такое сейчас ТВ? Каким оно может быть, каким должно быть? Вообще во имя чего оно существует? Во имя удовлетворения растущих материальных потребностей телемагнатов? ТВ для зрителей или зрители для ТВ? Очень приятно, что позиции «ЛГ», которые я воспроизводил, вспоминая наши публикации с тех пор, когда появилась полоса ТелевЕдения, оказались близки многим. Гости из Минска, Караганды, Таллина, Волгодонска, Вятки, Верхней Пишмы, Рязани и многих других городов во взглядах на телевидение почувствовали себя не одинокими. Звучала критика «похабного развлекалова», дешёвого «мыла», речь шла в том числе о фактическом отсутствии детского телевидения. Ведь появилось же «Детское радио» (96,8 FM). Оно существует на радость родителям и детям без рекламы, основано на богатейшем фонде советского классического детского радио и кино. На этот канал можно оставить ребёнка. А на наше ТВ? Почему нет детского телеканала, не распылённого по сусекам, как «Бибигон».
Во имя рейтинга канал «2х2» суёт в эфир похабщину и мерзость, ему нужны взрослые и дети в качестве поставщиков рейтинга, но что важнее: прибыль телеканалий или воспитание детей? Почему в открытом эфире бесчинствуют каналы, которые должны быть платными и продаваться, как порножурналы в презервативной обложке? Телевидение формирует новую реальность в своих узкокорыстных целях. Эта подчас мерзейшая с убогими смыслами реальность влияет и на тех, кто телик не смотрит. Потому что в жизни мы невольно сталкиваемся с армией тех, кто инфицирован этикой «Дома-2», которая богопротивна, или юмором «Комеди Клаба», который поднимается выше пояса только тогда, когда у гламурных подонков происходит озарение. Но озарение там, как и в дебютировавшем недавно и уже получившем ТЭФИ (!) пошлейшем шоу «Прожекторперисхилтон» на Первом, происходит по недоразумению. Ксения Собчак, научив поколение тинейджеров строительству публичной любви в «Доме-2», теперь судит взрослых в «Минуте славы». Нам навязывают стиль жизни, гламурную мечту, в которой идеалом является мезальянс Аллы Пугачёвой с Максимом Галкиным в ауре «хря» непременного Бориса Моисеева. Такая Россия привлекательна для соседей? Особенно мусульманских? Первый канал стремительно превращается в филиал ТНТ. Развлекательное ТВ мультиплицирует пошлость. Культура – это не только интеллектуальная изощрённость, это – заповеди (ограничения), а если их нет, то всё позволено: и мат на ТНТ, и Анфиса Чехова в качестве ведущей, к примеру, «Спокойной ночи, малыши»…
В дискуссиях и творческих встречах принимали участие шеф-редактор «Парламентской газеты» Дмитрий Лысенков, заместитель главреда «Российской газеты» Ядвига Луферова, ведущий программы «25-й час» Илья Колосов, обозреватель ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова, ведущая московского телеканала «Столица» Оксана Гатилова, режиссёры Валерий Ахадов, Роман Балаян, Алексей Погребной, питерская сценаристка Елена Цвентух, Рустам Ибрагимбеков, Борис Токарев и, конечно, генеральный директор Телекинофорума Александр Беликов… Жаль, что приехавшая на Телекинофорум обозреватель «Известий» Ирина Петровская на дискуссии, к сожалению, не заглядывала, поспорили бы о цензуре, самоцензуре, свободе слова, инкорпарированности многих критиков и ангажированности современной российской тележурналистики.
Впрочем, мы не только ругали наш нежно-голубой экран, некоторые участники оказались им, в общем, довольны. Могло бы быть ещё хуже, есть, что справедливо, и передачи хорошие, и есть тенденция к выправлению ситуации. Но так говорили те, кто работает на ТВ или для ТВ, а значит, не смотрят телевизор насквозь, как приходится смотреть, например, мне. Однако большинство сошлось на том, что реформа ТВ должна стать важнейшим национальным проектом. Без неё все другие бессмысленны. Если мы не будем беспощадны по отношению к пропаганде порока на ТВ, то сгинем, как Содом и Гоморра, ещё раньше Парижа и Лондона, где контроль общества над телевидением несравненно более суров, чем в России.
РУССКИЙ КРЫМ
Здесь хорошо
и дышится легко…
Вильям Шекспир
Телекинофорум – это, конечно, не только просмотры, брифинги, церемонии открытия-закрытия и заседания жюри, шесть дней фестиваля насыщены разнообразными акциями. Начинается всё с посещения ялтинской набережной, которую украшает скульптурная группа «Чехов и Дама с собачкой», её Телекинофорум несколько лет назад подарил Ялте, и она уже успела стать символом города; конечно, традиционное посещение Дома-музея Антона Павловича и выступления в крымских школах; и песенный конкурс самодеятельных исполнителей, в котором, кстати, в этот раз неожиданно (и замечу, совершенно справедливо) победил Геннадий Селезнёв, проникновенно спевший песню о Ленинграде (от приза он благородно отказался в пользу другого участника); и футбольный матч между сборными фестиваля и правительства Крыма (в жестокой, бескомпромиссной рубке со счётом 5:2 победил Телекинофорум); и даже конкурс рыбаков, в котором всех мужчин «переловила» истая рыбачка, руководитель замечательного народного ансамбля «Воронежские девчата» Анна Ковригина.… Есть, конечно, во всей этой «культурной программе» что-то до боли советское, родное, пионерское. Впрочем, вызывающая у кое-кого иронические улыбки «культурная программа» отнюдь не обязательна, но с каждым годом притягивает всё больше участников. Для меня очень важной была поездка в Севастополь, в котором я до того ни разу не был.
Делегация фестиваля встретилась с командующим Черноморским флотом вице-адмиралом Александром Клецковым, мы постояли у памятника адмиралу Нахимову, возле которого не утихает перманентная демонстрация моряков-ветеранов, возложили цветы к мемориалу защитникам Севастополя в 1941 – 1942 гг. И это было отнюдь не формальное мероприятие. В городе-герое не до иронических улыбок, слёзы выступали на глаза. Потом мы отправились на гвардейский ракетный крейсер «Москва», что мне напомнило о посещении 20 лет назад авианосца «Киров» на Тихом океане. Тогда поразили размеры корабля и его, так сказать, интеллектуально-военная насыщенность. Мы выступили в белой кают-компании перед 200 офицерами, которые были в белой парадной форме, потом перед личным составом, кажется, около1500 матросов. Тогда это было ощущение непобедимой мощи и величественной красоты. «Москва» – крейсер не такой большой, но тоже мощный, и встречи здесь были не менее сердечными. Перед личным составом выступил с небольшим концертом Сергей Маховиков, потом к нему присоединились его супруга Лариса Шахворостова и их дочь Александра, они изумительно пели «семейным подрядом». Большой концерт перед моряками-черноморцами состоялся уже в Доме офицеров ЧФ, который замечательно завершили «Воронежские девчата». Народные песни хорошо петь умеют немногие, велика опасность утонуть в сусальности или гламуре, как, например, это происходит с Кадышевой или Бабкиной, а «Девчата» ничуть не опошлили народный репертуар, более того, когда «грянули» «Прощание славянки», то весь зал встал, и плакали не только моря,чки. Было в праздничном собрании что-то тревожное, предвоенное, хотя точнее вроде было бы сказать – послевоенное, так как Черноморский флот недавно участвовал в конфликте на Кавказе.
Я старался поговорить в Севастополе (и не только) с жителями Крыма. Перманентно тревожная атмосфера. Беспокоят стремительный рост и агрессивность татарского населения, самозахваты даже той земли, на которой татары никогда не жили, огорчает отток русских из Крыма в Россию. Неподалёку от нашей эскадры в одной из севастопольских бухт стояло американское якобы научно-исследовательское (на самом деле, очевидно, разведывательное) судно, что тоже как-то не укладывалось в голове. На Украине очень нестабильная ситуация. Даже те, кто когда-то был подвержен эйфории майдана, сейчас с горечью называет оранжевых то рыжими, то ржавыми, то померанчево помрачёнными. Тотальное падение рейтинга Ющенко, к которому здесь относятся ещё хуже, чем к Хрущёву и Ельцину, не слишком обнадёживает, так как его электорат перетекает к Тимошенко, по поводу которой здесь у некоторых появились иллюзии. Но все очень надеются, что Москва, Россия своих не сдаст, и Севастополь, и Крым останутся русскими. Вставал вопрос о необходимости раздела Украины, но многие говорили о том, что необходимо улучшение не только отношений с Украиной, но главное, качества жизни в России, чтобы к ней тянулись не только русскоязычные Одесса, Крым, Харьков, Днепропетровск, Донецк и т.д., но и жители Западной Украины.
Чтобы уточнить кое-какие детали, я зашёл на сайт Министерства обороны, там в отчёте о посещении Севастополя делегацией фестиваля наш Телекинофорум назван не «Вместе», а «Победили вместе». Правильная оговорка. И победим.
Необходимо поблагодарить генеральных спонсоров IХ Международного Телекинофорума «Вместе». Это:
ЗАО «Миллениум Груп»;
ООО «Экспериментальное художественно-производственное объединение «Вель»;
Компания «Apexmed International B.V.».
Я упомянул в очередной раз спонсоров, потому что у Телекинофорума, как это ни странно, нет государственной поддержки России. Не знаю, какой ещё международный телефестиваль делает так много для укрепления связей РФ со странами дальнего и недальнего зарубежья. Он ненавязчиво, но эффективно сближает «телевизионную общественность» разных стран, что в эпоху информационных войн крайне важно. Телекинофорум способствует, говоря высоким чиновным штилем, продвижению позитивного имиджа России за рубежи нашей Родины. Сейчас в России – новый министр культуры Александр Авдеев, взгляды которого на ТВ, судя по тому, что он говорил 9 сентября в передаче «Ночной полёт» на канале «Культура», во многом, если не во всём, совпадают с позициями «ЛГ» и большинства участников и гостей Телекинофорума. В совсем недавнем прошлом Минкульт тратил большие деньги на всевозможные фестивали, форумы, биеннале, на которых за государственный счёт посланцы России нередко её честили и позорили. Надеемся, что юбилейный Х Телекинофорум «Вместе», давно доказавший свою творческую и гражданскую состоятельность, в будущем году традиционно состоится в Ялте и получит необходимую поддержку правительства России. Тогда и гостей можно было бы позвать больше, конкурсы профессионально расширить и организовать общественные просмотры лучше, тем более что многие другие телеконкурсы утратили объективность и профессиональный ресурс.