Автор – замечательный рассказчик. Держа в руках книгу Дмитрия Каралиса, чувствуешь живую душу человека и бессознательно тянешься к ней, открывая для себя автора не только как хорошего литератора, но и как хорошего человека.
Книга отличается разнообразием форм и жанров: тут и повести, и очерки, и даже редкий в нынешнее время роман-исследование. Здесь многое и о многих: о родных и близких, о классиках и современниках. Автор собирает их воедино, предельно полно рассказывая о каждом с присущими его стилю лёгкостью и юмором.
Книга избранных сочинений начинается с повести «Мы строим дом». Автор рассказывает нам о большой и дружной ленинградской семье. Описания перемежаются письмами и воспоминаниями. Кажется, что это очень личное, долго собираемое по крупицам, по задворкам памяти. Мать-героиня, серьёзные старшие братья, оставшиеся вечно молодыми, спокойно следящие за живыми со старых фотографий. Но главное – дом. Дом в этом произведении играет основную роль. Он является символом семейного очага, символом сплочённости близких людей в преодолении трудностей и горя, которого героям хватает с лихвой. Тяжёлые времена, блокада, смерти близких – автор описывает всё спокойно, без надрыва, встраивая в текст записки, даты и письма. «Мы строим дом» – эта фраза рефреном проходит через всю повесть. Герои строят, вспоминая о прошлом и надеясь на будущее.
Особняком в книге стоят повесть «Роман с героиней» и повествование в рассказах «Чикагский блюз». Но и здесь автор пишет в своей манере – персонажи выглядят настолько настоящими, что кажется, ещё немного – и они сойдут со страниц книги.
Все произведения автора так или иначе связаны с семейными отношениями. Ни в одной из повестей нет одиноких персонажей. Люди связаны друг с другом невидимыми нитями кровных и родственных связей. Через эти связи раскрываются характеры, с помощью них ткётся полотно повествования.
Повести Дмитрия Каралиса живые и светлые. Хотя в них нет дикого драйва, накала страстей и беспрерывной динамики, ценны они другим: глубокими раздумьями о жизни, ощутимым этическим напряжением. В прозе Каралиса нет серых персонажей, которыми грешит нынешняя мировая и русская литература. Каждый из героев чётко прописан, автор мастерски работает с деталями, подмечает художественно убедительные подробности.
Автор – человек, благодарный потомкам, его интересует своё прошлое и прошлое своей семьи, о котором он считает нужным рассказать людям, потому что: «Душа человека жива до той поры, пока о нём хоть кто-нибудь помнит». Дмитрий Каралис, следуя этой фразе, даёт читателю узнать тех людей, о которых он пишет, полюбить их и оставить в своей памяти на долгое время.
Заключительная часть книги – подборка статей разных лет, собранная под заглавием «О близких писателях». Здесь Дмитрий Каралис предстаёт уже в другом амплуа, но его неповторимый лёгкий стиль остаётся неизменным. Лесков, Гоголь, Булгаков, Житинский, Поляков, Борис Стругацкий. Эти и другие литераторы произвели на автора неизгладимое впечатление. Статьи Дмитрия Каралиса такие же живые, как и его повести, написаны внятно и непринуждённо. В них нет вымученных фраз и навязанных стереотипов. Автор пишет так, как видит и чувствует.
«Мы строим дом» – книга памяти и уважения. Книга почитания и любви. Книга о тех, кто жил в прошлом и достоин жить в настоящем не только на страницах книги, но и в сердцах людей.
Анастасия ЧЕРЕНКОВА