Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июля 2024 г.
  4. № 26 (6940) (03.07.2024)
Литература

Вне стаи

К 100-летию со дня рождения Владимира Богомолова

03 июля 2024

То, что писатель хочет сказать, он должен не говорить, а писать.

Эрнест Хемингуэй

Богомолов был писателем особым – как ни пробуй, с какой человечьей стаей его ни сравнивай, он был вне всех.

Существует понятие «лейтенантская проза» – это книги хороших крепких писателей, часто угнездившихся в начале алфавита – Быков, Бакланов, Бондарев. Это не значило, что писатели на другие буквы были хуже, но даже в алфавитном порядке была некоторая общность. Часто это были артиллеристы – может, оттого, что они выживали чуть-чуть чаще, чем пехота. Но, несмотря на внешнюю общность поколения, Богомолов не вписывается в «лейтенантскую прозу».

Биография Богомолова сразу начинает двоиться и троиться. Иногда начинают с того, что он приписал себе два года и попал на фронт в сорок первом.

Но Богомолов тогда не был Богомоловым, а был Войтинским. Он действительно родился в деревне, но отец его был петербургский юрист, затем теоретик права. В 1938 году его арестовали. Ещё до суда у Войтинского-старшего случился обширный инсульт, и он умер в 1943 году в сумасшедшем доме тюремного типа. В роду Войтинских были политики и художники, так что это был вовсе не деревенский парень (в Подмосковье жили родители матери), а московский. Бросив школу, он пустился в странствия, переменил множество работ и экзамены за восьмилетку сдал экстерном в Севастополе. В этом много непонятного: тогда в СССР было невозможно переменить работу по собственному желанию. Указ 26 июня 1940 года недвусмысленно обещал лишение свободы, не говоря уж о военном учёте. Но так или иначе семнадцатилетний Войтинский возвращается в Москву. С началом войны Войтинский уходит в полувоенное формирование – полк местной противовоздушной обороны, оттуда, собственно в армию, попадает на Калининский фронт, получает тяжёлое ранение и оказывается в Бугульме. Видимо, он комиссован, что не мешает ему быть снова призванным в 1943-м, причём на момент призыва он уже кандидат в члены ВКП(б), несмотря на судьбу его отца. И, наконец, с сентября 1944 года он служит в контрразведке. Доходит до Берлина, потом начинается война с Японией, его переводят в Маньчжурию, после войны он попадает на Чукотку, а затем на Сахалин. Всё это зыбко, даты не точны, рассказы очевидцев запинаются, и надо помнить, что точность бюрократического государства – миф. С Дальнего Востока он попадает в Прикарпатский военный округ, умудряется просидеть больше года в гарнизонной тюрьме, кажется, за препирательства с начальством, служит в оккупационных войсках на территории Германии и увольняется из МГБ в ноябре 1949 года по состоянию здоровья. Это чрезвычайно запутанная биография, и не только в военной её части, тем более в какой-то момент Войтинский превращается в Богомольца, то есть берёт фамилию матери. А ещё через некоторое время, в 1953 году, сдав экзамены за десятилетку, опять экстерном, и уйдя с филфака МГУ, он становится Богомоловым.

Это отдельная беда писательских биографий: в них события подменяют книги. Дело не в том, что биография писателя Богомолова авантюрна, а в том, что его проза хорошо написана. Здесь есть две темы: соотношение действительности и художественного мира, и то, как пишется военный детектив, как и чем он отличается от обычного.

Собрание сочинений Богомолова можно уместить в одном томе: «Иван» (1957), «Зося» и несколько небольших рассказов (1963), «В августе сорок четвёртого...» (1973). И посмертно изданный роман в документах «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...».

«Иван» сначала казался оборотной историей пасхальной сказки Катаева о Ване Солнцеве. Эти герои парны – как миф и реальность, как мир и война. Их имена одинаковы, а отличаются они, как отличается живой человек от своего личного дела с подшитыми туда казёнными характеристиками. Только картонная папка всегда более живуча, чем мягкое и податливое человеческое тело. Поэтому один мальчик убит немцами, а другого сгустившийся из воздуха Суворов ведёт к государственной службе по мраморной лестнице училища.

Катаев сам признавался, что «Иван» много лучше его повести.

А «Момент истины» («В августе сорок четвёртого...») стал одной из лучших книг о войне и уж точно лучшей прозой о советских спецслужбах.

Эта книга похожа на многослойный пирог. В ней есть детектив, есть множество историй, крохотных внутренних романов со своими героями, сотни деталей, пресловутые документы. Те самые шифрограммы и донесения, из-за которых Богомолова, по легенде, вызывали серьёзные строгие люди в штатском и интересовались, откуда он их взял. И тот отвечал, что придумал эти справки и приказы от начала до конца.

Знаменитый роман очень интересно написан, он говорит разными голосами, время в нём убыстряется, раскручивается, а под конец летит камнем. Из четырёхсот страниц четверть – рассказ о том, что происходит за полчаса на лесной поляне.

Там есть дух времени, гусеничный лязг его, сладкий трупный смрад и горькая пороховая вонь, движение миллиарда казённых бумаг и миллионов людей – всё, что позволило Константину Симонову сказать, что «В августе сорок четвёртого...» – роман не о контрразведке, а о советской государственной машине и типичных людях того времени». «Момент истины...», по сути, смесь производственного романа и психологического триллера. Богомолов пишет о поиске вражеской разведгруппы, как Артур Хейли об аэропорте или отеле. При этом сюжетная конструкция и приёмы у него куда сложнее, чем у всех производственных романов того времени. Происходящее будто снято с нескольких камер. Движения героев у него всё время убыстряются, последние главы описывают всего несколько часов жизни героев, а можно сказать – и минуты.

Там есть множество деталей-эмоций, что создают стереоскопическое изображение явлений. Например, тема внутреннего противостояния этой машины и людей eх machina – с другими людьми, по-иному понимающими служение этой машине. Боевой офицер, который по ранению попал в комендатуру и которого через час убьют, кричит: «Я в армии четвёртый год и вашей «спецификой», поучениями о бдительности не то что сыт – перекормлен! Однако ни одного шпиона даже во сне не видел!.. Дезертиры, паникёры, изменники встречались – двоих сам расстреливал... Власовцев видел, полицаев, но шпиона – ни одного! А вас, охотничков, – как собак нерезаных!.. НКВД, НКГБ, контрразведка, прокуратура, трибуналы... И ещё милиция!..»

И у него своя правда. Она есть и у десятков тысяч солдат, которых, может, не убьют, если немцы не узнают русской тайны. Или их убьют на неделю или на месяц позже, а может, их убьют всё равно, жаркое имя военной тайны, предчувствие скорой смерти, не своей, так чужой, её обыденность висят как тёмные нимбы на фотографиях людей в мистических фильмах. Судьбы слиты, одного нет без другого. Герои Богомолова таскают в карманах удостоверения военной контрразведки Смерш, просуществовавшей всего три года – с 1943 по 1946-й. Но она до сих пор будоражит умы – даже одним своим шипяще-шелестящим названием. С одной стороны – тысячи реальных немецких шпионов и диверсантов (чаще всего бывших сограждан), с другой стороны – угрюмая судьба военнопленных и надзор за неблагонадёжностью. Всё сплавлено вместе – вот в чём момент истины.

Ну и, наконец, есть безумно популярный роман, изданный сто раз и переведённый не то на тридцать, не то на сорок языков. Роман, из которого по нашему языку разбрелись и «момент истины», и «качание маятника», и «стрельба по-македонски».

Ещё одна человечья стая, куда не вписывался Богомолов, была писательская. Он был вне этого цеха, вне писательской среды и вне служебной писательской лестницы.

Дело не в том, что он так и не вступил в Союз писателей.

В 2001 году Богомолову присудили премию Андрея Синявского. Ему под конец жизни присуждали разные премии, от которых он неизменно отказывался. Ну, много кто от чего отказывался – бывало, писатели и от Нобелевских премий отказывались. Важно понять мотив: Богомолов постоянно отстаивал свою непубличность. Публичность в его глазах превращалась в ангажированность.

У Богомолова есть короткий рассказ, который называется «Второй сорт». Он о провинциальном мальчике, студенте, что попал в столичный дом. Там толкутся люди, приехал в гости знаменитый писатель с машиной и личным шофёром. Писатель гладок, вальяжен и дарит хозяевам чашку, из которой пил сам Горький.

А провинциал потом её рассматривает и видит, что на донышке написано «Дулёво, второй сорт, 1951 год». И наступает момент истины – понятно, что это враньё, и чашка, и писательское величие – всё дрянь, прах и глупости.

Вот чего бежал Богомолов, вот какой цеховой корпорации. Потому что уж с кем-кем, а с обобщённым дарителем чашек он никогда не объединялся.


Тэги: Век
Обсудить в группе Telegram

Владимир Березин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Последний из огненных

    40 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS